Надежность поставщиков - это способность и возможность поставщиков соблюдать условия, которые установлены в заключенном договоре поставки товаров.
Критерии надежности поставщиков организации
Важной составляющей успеха и устойчивости любой организации является надежность ее поставщиков. Речь идет про наличие у компаний, с которыми организация заключила договоры о поставке товаров, способностей и возможностей для полного соблюдения всех условий, установленных в указанных договорах.
Надежность представляет собой один из главных критериев, которыми руководствуется организация во время выбора поставщиков необходимых ей товаров. Следовательно, надежность поставщиков в конечном итоге выступает как один из важных факторов успешного ведения хозяйственной деятельности и достижения ее главной цели - получения и максимизации прибыли.
Надежность поставщика проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего, поставщик должен быть готов и открыт к активному постоянному взаимодействию с организацией, что позволит узнать ему и впоследствии учитывать основные принципы, которыми руководствуется организация.
У надежного поставщика, как правило, выстроена стабильная система управления. Его отличительной чертой является наличие хорошей репутации у других клиентов.
Надежный поставщик должен обладать производственными мощностями высокого технического уровня (это обеспечивает надежность снабжения организации в настоящее время). Кроме того, он должен выражать готовность к внедрению последующих технических новшеств (а это обеспечивает надежность снабжения организации в будущее время).
Надежность поставщика проявляется в его способности поставить те товары, которые отвечают требованиям организации к качеству. Требования организации к количеству (объему) продукции надежный поставщик удовлетворяет путем контроля за производством и вложения (инвестирования) необходимых средств.
Надежность поставщика может быть также информационной. Это означает исключение разглашения конфиденциальной информации со стороны поставщика.
Одним из главных показателей надежности поставщика является осуществление поставки продукции в заданный срок. Причем для этой продукции должна быть установлена приемлемая для организации стоимость.
Когда говорят о надежном поставщике, обычно подразумевают отсутствие проблем, которые могут возникнуть при транспортировке продукции. Более того, между поставщиком и организацией должна быть установлена четко отлаженная связь.
Методы анализа надежности поставщиков организации
Анализ надежности поставщиков является одним из ключевых этапов выбора организацией своих поставщиков и осуществления материально-технического снабжения. Он заключается в сборе и изучении информации, которая может с той или с иной стороны раскрыть то, как поставщик отвечает ключевым требованиям организации.
Надежность поставщиков в настоящее время чаще всего анализируется путем применения одного из следующих методов:
- оценка отдельных образцов поставляемой продукции;
- оценка на основе опыта аналогичных поставок и опыта других потребителей;
- оценка возможностей поставщика;
- исследование репутации поставщика;
- аудит системы менеджмента качества;
- комплексный анализ информации, которая относится к процессам деятельности поставщика.
Достаточно распространенным методом является оценка отдельных образцов поставляемой продукции. В соответствии с ним поставщик поставляет образцы своей продукции, которая подвергается тщательному контролю и анализу. На основе их результатов организация делает соответствующие выводы о всей продукции и надежности поставщика.
В основе следующего метода лежит использование положительного опыта взаимодействия организации с данным поставщиком в прошлом. Обычно эффективность этого метода выше, если одновременно с ним применяют и другие методы анализа.
Оценка на основе опыта других потребителей осуществляется посредством получения необходимой информации от партнеров поставщика по договорным обязательствам. В этом и заключается главный недостаток данного метода, поскольку многие другие потребители поставщика могут оказаться конкурентами организации.
Оценка возможностей поставщика была в свое время предложена английским специалистом в области управления качеством А. Робертсоном. Он предлагал учитывать отдельные составляющие качества поставки:
- Качество — как отношение числа изделий приемлемого качества к общему числу проверенных изделий.
- Цена — как отношение цены самого дешевого предложения на рынке к цене поставщика.
- Своевременность поставки — определяется количеством дней отклонения (запаздывания или опережения) от согласованного срока.
- Обслуживание - в виде наличия или отсутствия транспортировки продукции, ее монтажа, гарантийного обслуживания и т. п.
Каждому из перечисленных показателей экспертным путем устанавливался коэффициент, который выражал их значение, обусловленное приоритетами организации. Тем самым, надежность поставщика фактически оценивается балльным методом.
Предыдущий метод не учитывал репутацию поставщика, поэтому отдельно предлагают изучить именно этот показатель. Обычно репутацию поставщика отражают следующие характеристики:
- организованность: соблюдение договоров по принципу «точно в срок»; поддержание взаимоотношений с постоянными клиентами; расширение рынков сбыта; обеспечение экологической безопасности и др.;
- партнерство: развитие корпоративных цепочек поставок; поддержка социальных программ; кооперация с другими поставщиками и др.;
- перспективность: роль лидера отрасли; освоение новых технологий; использование современных методов маркетинга и менеджмента; совершенствование организационной структуры; поставки на рынок новых товаров и др.
Аудит системы менеджмента качества позволяет организации получить подробную информацию о наличии у поставщика и уровне зрелости такой системы, что является предпосылкой (условием) для поставки качественной продукции. За счет этой системы поставщик может принимать эффективные корректирующие меры и поддерживать стабильную обратную связь.
Для получения целостного представления о деятельности поставщика проводится комплексный анализ информации, которая обычно относится к ресурсам поставщика (материальным, финансовым, кадровым) и к его деятельности в области качества.