Основные понятия внешнеторговой деятельности
Процесс преобразования рынков сбыта проник во все сферы экономической жизни стран. Рыночная экономика благоприятно влияет на увеличение объемов экспортно-импортных операций. В связи с особым вниманием, которое уделяется внешнеэкономическим связям со стороны субъектов хозяйствования, возникает необходимость в детальном анализе факторов, которые влияют на конечный результат для всех сторон отношений.
Внешнеторговая деятельность – это деятельность субъектов в процессе, возникающем при купле-продаже товаров на внешнем рынке.
Экспортно-импортные операции возникают в условиях, когда одному субъекту необходимо продать, а второму купить товар, который необходим для производства или продажи и данные субъекты находятся в разных странах.
Участники экспортно-импортных операций должны понимать, что могут возникнуть дополнительные проблемы, которые связаны с этим видом деятельности. Субъектам необходимо владеть информацией о нормативно-законодательной базе того государства куда, он собирается вывезти свою продукцию.
Виды рисков
При осуществлении международной торговли необходимо так же учитывать риски, которые несут обе стороны. К таким рискам можно отнести (см. рис1).
В международной практике бывают случаи, когда счет за товар покупателю выставляется в иностранной валюте, либо покупатель оплачивает товар в национальной валюте, которая является иностранной для экспортера. Но наблюдается такая тенденция, что расчетной валютой становится валюта третьей стороны.
Услуги по обмену иностранной валюты оказывают банки. Однако, обмен валюты является нестабильным, за счет колебания курса валют как на внутреннем рынке так и за его приделами. В связи с этим и возникают риски для всех контрагентов.
Уменьшить риск колебания курсов, возможно лишь при уточнении в договоре ставки. В связи с этим, в международной практике используют валюту наиболее надежную (USD, EURO). Такая валюта будет безопасна для всех сторон отношений.
Снизить возможность рисков, возможно при осуществлении внешнеторговых платежей в одной и той же валюте, применение такой практики возможно при условии, что фирма занимается и экспортом и импортом. Большинство фирм работают только в одном направлении, поэтому использование такой схемы ограничено.
Можно использовать практику страхования на случай непредвиденных колебаний валюты. К таким механизмам относят (см.рис 2).
Полная гармония экономических отношений между экспортером и импортером может быть только при условии знания и применения на практике норм законов тех стран, в которых находятся контрагенты.
Внешнеторговые отношения порождают высокие риски для торговых партнеров, по сравнению с торговлей на внутренне рынке. Но при экспортно-импортных операциях увеличивается возможность для реализации товара, который не пользуется спросом на внутренним рынке, или производители произвели большое количество товара который застаивается на складах.
Тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности
Применение пошлин на импорт товара. Данный метод направлен на увеличение пополнения бюджета страны, за счет уплаты пошлин.
Экспортные пошлины на товар. Потребители получают дополнительные преференции в виде снижения цен на внутреннем рынке.
Для поддержки национального товаропроизводителя и увеличения экспорта товаров, многие станы применяют следующие действия:
- предоставляют льготы предприятиям, которые занимаются экспортом;
- предоставляют кредит под низкий процент;
- заключают договора на государственном уровне.
Внешнеторговая деятельность осуществляет контроль над методами нетарифного регулирования. К таким методам относят:
- эмбарго;
- демпинг;
- ограничения экспорта;
- квоты, но товар, который ввозится.