Определение таможенного кодекса
Под таможенным кодексом (ТК РФ) Российской Федерации понимают ныне действующий кодифицированный нормативный правовой акт, который утвержден Верховным Советом РФ.
В первоначальной редакции, датированной 18.06 1993 года, ТК РФ действовал до вступления с 1 июля 2010 нового Таможенного кодекса Таможенного союза. При все этом в 2003 году Государственная Дума РФ приняла обновленную редакцию Таможенного кодекса РФ.
Под сферу влияния Российской Федерации попадают правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. В первую очередь, ТК РФ отвечает за экономические, организационные и правовые основы работы таможенных органов и направлен он на формирование экономического суверенитета и создание экономической безопасности РФ. Таможенный кодекс содействует активизации связей экономики страны и мирового хозяйства, параллельно защищая граждан страны и их права, в том числе эта защита распространяется и на хозяйствующие субъекты, государственные органы. Помимо всего ТК РФ следит за соблюдением правил в области таможенного дела и пресекает превышение полномочий таможенных сотрудников.
История Таможенного кодекса
В мае 1964 года был утвержден Таможенные кодекс СССР, который регулировал монополию торговли на внешнем рынке, в том числе порядок и осуществление внешнеторговых операций по перемещению товаров и грузов через границу СССР. Начало действия Таможенного Кодекса СССР было положено 1 июля 1964 года. Изменения произошли в 1980 году. В связи с процессом перехода к рыночной экономике Таможенный кодекс сильно устарел и поэтому перестал соответствовать требованиям новой эпохи. Отдельные изменения его правилне покрыли бы необходимые преобразования, поэтому в 1991 году Верховный совет СССР утвердил обновленный ТК СССР, который содержал нормы, соответствующие рыночной экономике.
Помешал развитию ТК СССР развал Союза, который прекратил свое существование в этом же году. Для предприятий внешний рынок открылся с другой стороны. Поэтому законодатели стали в спешном порядке разрабатывать новое таможенное законодательство, соответствующее реальному положению вещей, затрагивающих внешнеэкономическую сферу.
Первую редакцию Таможенного кодекса представили на подпись Президенту Б. Ельцину в мае 1993 года. При его создании взяли за образцы международные соглашения по вопросам таможенного регулирования. Однако первую редакцию отправили на доработку. Вторая попытка утвердит ТК была осуществлена немного позже. В июне 1993 года сформировали и утвердили Таможенный кодекс РФ. Данный кодекс содержал 15 разделов, 64 главы и 456 статей.
Для нового государства сформированный в 1993 году ТК был практически самым крупным законодательным актом, который приняли в современной России. Налоговый и Гражданский кодекс, а также Конституция РФ появились значительно позже.
Таможенный кодекс из-за своей специфики был направлен на удовлетворение требований внешнеэкономического рынка, но все же отдельные его нормы были нацелены на пресечение незаконного перемещения через государственную границу.
Кодекс не являлся документом прямого назначения, так как содержал в себе 80 отсылочных норм. Регулировали таможенную сферу Правительство РФ и Государственный таможенный комитет. Нормативное регулирование данных органов власти позволяло проконтролировать работу таможенных органов. Процесс вывоз товара имел разрешительное направление и это отличало таможенную работу РФ от международной практики. Существовал недостаток в системе таможенного контроля: никак не регулировались сроки осуществления таможенными органами операций таможенного контроля. В итоге это привело к тому, что работа таможенных органов стала непрозрачной, к ней появилось много вопросов.
Со временем при анализе Таможенного кодекса начали выявляться нормы, которые противоречат законодательству РФ. Законодатели приняли решение, что необходимо внести изменения. Достаточно долго реализовывали данную идею и подбирали необходимую информацию по аспектам изменений.
Для прозрачности таможенного законодательства в 90-хх годах начали работу над новой редакцией и только через 9 лет в ноябре 99-го года Государственная Дума приняла законопроект на рассмотрение. Помимо этого, на протяжении 3-х лет данный законопроект дорабатывали и приняли его в окончательной форме только в 2003 году. Новый Таможенный кодекс содержал уже:
- 6 разделов,
- 42 главы,
- 439 статьи.
По мнению законотворцев Таможенный кодекс повышал эффективность работы таможенных органов. Смело можно сказать, что с мая 2003 и до 2010 Россия имела два Таможенных кодекса. Постепенно нормы старого кодекса признали утратившими силу.
Регулирование таможенного законодательства
Таможенное законодательство регулирует работу таможенный органов. Полномочия и функции таможенных органов определяются международными договорами, таможенным законодательством, уголовным, валютным и прочими видами законодательства. Так согласно Федеральному закону «О таможенном регулировании в РФ» в функции таможенных органов входит:
- проведение таможенного контроля,
- взимание пошлин и налогов,
- ведение таможенной статистики,
- обеспечение запретов и ограничение, а также соблюдение исполнения данных запретов в отношении ввозимого и вывозимого товара,
- защита прав в отношении интеллектуальной собственности,
- обеспечение соблюдение порядка в отношении перемещения товара через государственную границу,
- пресечение административных правонарушений, например, незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности или ввоза психотропных веществ и пр.,
- осуществление валютного контроля.
Без тщательно разработанной системы невозможно функционирование ни одного государственного органа. А так как работа таможенных органов достаточно сильно влияет на бюджет страны, законотворцы уделяют достаточно серьезное внимание данному вопросу.