Таможенное дело в древней Руси
Таможенное дело имеет тысячелетнюю историю. Таможенные правила встречались еще в летописях Ярослава Мудрого и в письменах Новгорода, где освещалась система положений при ввозе иностранных товаров.
Термин таможенного дела зародился в Киевской Руси. В договоре киевского князя встречается упоминание слова «мыт», так обозначался сбор за провоз товара через заставы. После татаро-монгольского нашествия в словаре укоренилось новое слово «таможить» («тамга» - письмо, знак по тюркски).
Слово «таможить» означало поставить печать и взыскать пошлину. Людей, которые занимались взиманием пошлин называли мытниками, а позднее прозвали таможниками. Со временем в поселениях начали образовываться торговые места, где хранили иностранные товары. Такие места называли «гостинные места» или таможни.
Вплоть до XVII таможенные правила были бессистемны. Важными изменениями в таможенном своде правил ознаменовал себя 1653 год, когда был принят Указ «О взимании таможенных пошлин с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Это документ является первым государственным признанием Таможенного устава. Все заменили рублевой пошлиной, которая измерялась в процентах от цены товара и завесила от типа товара и страны из которой его привезли. В данном указе впервые закрепили права и обязанности таможенников по контролю перемещения товара.
Однако реформирование таможенного активно продолжалось и завершилось к XVIII с отменой откупной системы сбора таможенных платежей и ликвидацией внутренних таможен. Это положило начало формированию таможенной службы и специального аппарата управления.
Петровские реформы продолжили упорядочивание таможенного тарифа на основе применения идей протекционизма. Страны делили на благоприятствующие и нет, и соответственно этому устанавливали таможенные ставки. На товары, которые не влияли никак на российскую экономику пошлина составляла 75%. В 1731 тариф пересмотрели, на товары, которые не производили в стране установили тариф от 4 до 10%. Промышленность России лишили покровительства. Преобразования в таможенном деле в первую очередь коснулись самой таможенной системы:
- охрану поручили войскам и казакам
- ввели понятие территориальные воды, таможенная полоса
- установили правила торговли и правила поведения торговых судов.
В свое царствование Екатерина 2 неоднократно меняла тарифы, но они носили бессистемный характер.
Капитализм и таможенное дело
В период капитализма в таможенной политике появились новые требования, которые несли перед собой цель показать открытость российского рынка, чтобы продвигать отечественные товары. В том числе была создана система протекционизма для поддержки промышленности. Однако данные меры повлекли за собой ответные меры от ряда государств. Так Германия, Бельгия, Швеция и Австро-Венгрия приняли объединенное таможенное соглашение. Данный союз создавали для ответных мер для российских товаров, которые составляли значительную долю в российском экспорте.
После этого российское правительство увеличила тариф вдвое. При этом это изменение не коснулось стран, которые не входили в данный союз. Это негативно отразилось на торговле с Германией и остальных партнерах. Так зародилась «таможенная война»
В итоге страны пошли на обоюдные уступки и отказались от принципов таможенно-тарифной автономии Российского государства.
Вплоть до 1917 таможенная политика формировалась в соответствии с международными соглашениями.
Первый таможенный кодекс приняли в 1924 году, его пересматривали дважды - в 1964 и 1988 гг. В 1988 таможенные органы начали рассматривать как отдельное ведомство, которое создано для регулирования общественных отношений в отношении перемещения через границу.
Современное таможенное дело
Зарождение современного таможенного дела началось в 90-х. Тогда система таможенных органов претерпела радикальную реформу. Был создан Государственный таможенный комитет, который преобразовали в 2004 году в Федеральную таможенную службу. Приняли Таможенный кодекс (ТК) и Закон «О таможенном тарифе». ТК требовал регулирование вопросов таможенного контроля среди участников ВЭД и таможенными органами. Таможенно-правовые нормы были чрезмерно запутанными, несли противоречие. Активное включение России в мировые экономические процессы требовали изменение в области таможенного дела.
Для развития таможенного дела серьезную роль сыграло введение нового Таможенного кодекса в 2003 году. В том числе в этом же году приняли два серьезных федеральных закона №164 - ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и №165 – ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», помимо всего прочего был пересмотрен размер таможенного тарифа.
Введенный Таможенный кодекс РФ решил принципиальные задачи:
- таможенное законодательство привели в соответствии с международными стандартами,
- упростили таможенные процедуры,
- снизили административный фактор в регулировании товаропотока
В 2007 году между странами Казахстана, России и Белоруссии подписали Договор о единой таможенной территории. На современном этапе было много недопониманий между странами, но до сих пор таможенные процедуры соответствуют порядку, который применяли при объединении.
Если рассматривать регулирование Таможенный кодекс в разрезе правил, то они предусматривают:
- единое декларирование товара,
- единые таможенные процедуры,
- единое определение стоимости,
- единые правила взимание пошлин
- единый контроль
Таможенный кодекс и его изменения позволили России привести таможенное дело под международные номы таможенного регулирования. Единая таможенная территория позволила для стран -партнёров упростить процедуры и ускорить таможенный процесс. Однако договоренности находятся в нестабильном состоянии и возникают постоянные недопонимании и спорный ситуации. Но в целом изменения в таможенном деле благоприятно отразились на экономическом состоянии страны.