Определяя место таможенно-тарифного механизма в системе государственного управления внешней торговли, часто выделяют административные и финансовые инструменты регулирования. К последним относится таможенная номенклатура. Номенклатура является инструментом государственного регулирования внешней торговли, который действует через стоимостные показатели.
Таможенные цели не замыкаются на потребностях таможенно-тарифного регулирования. Основной целью таможенного регулирования выступает ускорение таможенных процессов, автоматизация таможенных процессов и их соответствие всем международным стандартам.
Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
Для того, чтобы заменить Брюссельскую номенклатуру в 1970 гг. экспертами Совета таможенного сотрудничества была разработано новая номенклатура. Данную идею поддержала Европейская экономическая комиссия.
В рабочую группу Комитета вошли представители 60 стран и национальных организаций. Все стороны рассматривали проект и вносили замечания и коррективы. После этого проект передали в проработку рабочей группой, где решения принимались в соответствии с голосованием. Такой ответственный подход был обусловлен тем, что новую номенклатуру необходимо было связать с национальными и международными классификаторами.
Гармонизированная система – это система кодирования товаров, для обозначения которой достаточно часто используют аббревиатуру ГС. Данная система использует международную номенклатуру, которая разработана Международной таможенной организацией
При формировании этой системы использовали 14 классификаторов:
- СМТК – Стандартная международная торговая классификация,
- НСТС – Номенклатура Совета по таможенному сотрудничеству
- Номенклатура Международного союза железных дорого
- единую классификацию авиагрузов
- номенклатуру Японии
- Фрахтовый тариф Ассоциации Вест-Индских трансатлантических пароходных линий
- номенклатуру ЕЭС
- БТН – Брюссельская таможенная номенклатура
- номенклатуры США и Канады.
Товар получает в номенклатуре свое место только при условии:
- наличия отличительного признака у товара, который выделяет его в отдельный класс
- товар должен заинтересовать как минимум две страны
В ходе разработки новой номенклатуры ГС достаточно плотно взаимодействовали два комитета:
- Комитет номенклатур, который вел НСТС и вносил необходимые коррективы
- Комитет по ГС, который разрабатывал новую номенклатуру.
После того, как новая номенклатура вступила в силу, функции Комитета по номенклатурам перешли к Комитету по ГС.
Несмотря на то, что новую номенклатуру начали создавать в 1970, окончательный свой вид она приобрела в 1981 г. При этом сразу стало ясно, что это не НСТС со своей новой редакцией, а совершенно новая система, которая основана на 6-ти разрядном кодировании товара. Она сразу возглавила номенклатуры международного уровня.
В июне 1983 года были рассмотрены все возражения и учтен текст новой номенклатуры, появилась новая конвенция.
Одна из проблем, которая появилась после введения ГС заключалась в необходимости ее перевода.
Поэтому после исправления огрех и оговорок конвенция была введена в январе 1988 г.
Перед ГС стояли амбициозные цели, однако основной целью являлось упрощение таможенных процедур и развитие мировой торговли
Номенклатура в своем составе имеет следующие составные элементы:
- товарную позицию
- цифровые коды, которые относятся к товарным позициям,
- разделение на группы, разделы и позиции
- правила, для того, чтобы толковать Гармонизированную систему
Современное состояние ГС
Международная конвенция о Гармонизированной системе создала хорошие макроэкономические предпосылки для роста экспорта и развитии международной экономики, однако в условиях затрудненности взаимоотношений между странами в современном мире в конвенцию вносят некоторые коррективы. На современном этапе перед ГС встали другие цели и задачи. Необходим кратный рост объемов финансовой поддержки экспорта. Также нужна переориентация мер отраслевой поддержки с финансирования испытывающих проблемы предприятий по поддержанию ими выпуска и занятости на поддержку экспорта продукции.
Основная приоритетная задача - расширение присутствия национальных экспортеров обрабатывающей промышленности на мировом рынке и закрепление конкурентоспособности среди мировых производителей. Кроме того. члены Совета обратили внимание на следующие аспекты. Меры таможенного тарифного регулирования являются действенным регулятором объёмов внешнеторговых потоков. Понижение тарифов является следствием повышения конкуренции на внутреннем рынке и обуславливает наращивание объемов импорта.
Происходящая на данный момент глобализация увеличивает количество участников внешнеторговой деятельности, усложняет цепи поставок, однако наряду с этим всё отчетливее проявляется тенденция экономической локализации. Крупнейшие мировые корпорации зачастую предпочитают размещать свои производства рядом с основными рынками потребления. Китай, например, создает все условия для того, чтобы транснациональные компании инвестировали в локальные производства и содействовали росту национального производственного потенциала. Поэтому создание общей Гармонизированной системы позволило систематизировать и поддержать международный экспорт.
Сегодня, пожалуй, нет ни одной страны в мире, которая бы не поддерживала либерализацию мировой торговли и не выступала бы за упрощение процедур и снижение барьеров для нее. В то же время регулярно растет количество ограничений во внешней торговле, вводимых странами в индивидуальном порядке. Всемирная торговая организация осуществляет мониторинг мер либерализации и торговых ограничений.
Помимо всего прочего современна ГС способствует урегулированию споров при помощи администрировании конвенции. На сайте Всемирной таможенной организации размещается вся информация о договаривающихся сторонах, в том числе там указаны страны, которые применяют ГС.