Ранние годы
С 1945 года является профессором института политических исследований. С 1949 году работает руководителю кафедры политической экономии в Сорбонне.
В период с 1953 1967 год возглавляет комиссию по рабочей силе в Генеральном комиссариате планирования. С 1968 года является членом Академии моральных и политических наук.
Основные работы
- «Великая надежда ХХ века» (анализ трехсекторного деление производства);
- «Открытое письмо к четырем миллиардам людей» (изучение научно-технического прогресса);
- «Цивилизация», «Великая метаморфоза ХХ века» (проблемы закономерностей общественного формирования).
Технологический детерминизм
Институционализм представляет собой определенное направление социальных и экономических исследований, которые занимаются рассмотрением политической организации общества как совокупность различных объединений людей — институций, например, таких как семья, партия, профсоюз и многие другие.
В основе данной концепции находится положение о технологическом детерминизме, которое состоит в том, что экономическое, политическое и культурное формирование общества напрямую зависит от прогресса технологий, с помощью которых происходит не только использование экономических законов, но и их сущности.
Жан Фурастье разделяет истории на:
- Доиндустриальную (т. е. застойную);
- Индустриальную (динамичную) эпоху.
Похожее деление он производит и в области культуры. Выделяет:
- Аффективный (дорациональный) тип мышления, который относиться к первобытному обществу.;
- Наиболее приемлемый способ осмысления и разрешения каких либо проблем цивилизация получает лишь в индустриальную эпоху.
Исходя из этого, главными особенностями индустриального общества является оперативное применение достижений техники и науки, проведение государством политики, нацеленной на ликвидацию богатства и нищеты. Другими словами, для индустриальной цивилизации свойственен переход власти от капиталистов-собственников к наемным менеджерам-специалистам, в основе руководства которых лежат определенные соображения как профессиональной, так и общественной пользы.
Для Жана Фурастье присущ утилитаристский подход к объяснению основных целей науки. Формирование техники он рассматривал как независимый от общественных отношений, самодовлеющий процесс. По Жану Фурастье, научно-технический прогресс был возведён в статус основной надежды 20 веке. Он образовал альтернативу марксистскому положению о неизбежности классовой борьбы, направленной на уничтожение капитализма как общественно-экономической формации.
По мнению Жана Фурасье, высокоинтенсивного формирования науки и техники открывает перед человечеством огромные возможность эволюции в сторону создания научного общества, которое представляет собой разновидность индустриального общества.
Жан Фурастье сделать вывод о том, что именно производство услуг является основной отличительной особенностью постиндустриального общества. К постиндустриальному обществу он относил большое количество развитых стран мира.
Далеко не все конкретные примеры Жана Фурастье нашли своего применения в 90-ые годы. Примером является то, что индустриальное производство пищи составило огромную конкуренцию многим кафе и ресторанам. Но увеличение роли услуг как определенного способа экономии свободного времени, а также получения наибольшего удовольствия от жизни, бесспорно является верным.