Современный мир находится в зависимости от интернета. Время сегодняшних людей наполнено компьютерными новинками, которые используются фактически всеми. Безусловно, нельзя полностью отказаться от прогресса, но необходимо разобраться в том, какое влияние они оказывают на жизнь людей.
Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это человек, который не может жить без современных компьютерных технологий. Это тот, кто может услышать любимого исполнителя за три квартала и не слышит маму, дающую указания из соседней комнаты. Это ученик, который тратит 12 минут на изучение урока по истории, однако тратит 12 часов на «посиделки» в социальных сетях или освоение новой компьютерной игры.
Таким образом, подростки сегодня полностью погружены в виртуальный мир, без которого они не мыслят собственного существования в принципе.
Одним из наиболее опасных аспектов функционирования человека в мире интернета называют увлеченность социальными сетями. В частности, это особенно влияет на подростков. Социальные сети являются информационным ресурсом интернета, но его воздействие на ребенка может быть как отрицательным, так и положительным.
Положительное влияние социальных сетей на подростков
Многие психологи, социологи и другие специалисты проявляют стремление найти плюсы в наличии социальных сетей в жизни подростка. Среди них:
- возможность самореализации в различных сферах;
- пространство для расширения круга общения и поиска новых знакомств;
- поиск единомышленников, возможность обмена качественным опытом;
- большая база для хранения редких экземпляров фото и видеофайлов.
Негативное влияние социальных сетей и способы его нейтрализации
Как показывает жизненная и научная практика, отрицательных факторов, которые влияют на становление личности подростка гораздо больше. В первую очередь происходит формирование зависимости подростка от социальных сетей. Для них перестают быть привлекательным общение с друзьями, прогулки, посещение культурных заведений, выставок и пр.
Также подростки часто «зависают» в социальных сетях, а именно просматривают чужие страницы, публикуют фото. Постепенно социальные сети становятся смыслом их жизни и полностью захватывают подростковое сознание, не оставляя места для реальных эмоций и их проявлений в жизнедеятельности.
Такой путь есть препятствие для развития личности подростка в критический период жизни. При этом родители не понимают собственных детей, находясь в недоумении о том, как можно столько времени уделать социальным сетям и играм.
Общение через социальные сети мутирует в сторону подмены истинных ощущений, чувств и эмоций в сторону виртуальных. Часто общение через социальную сеть отличается поверхностностью и отсутствием эмоций.
Большое количество времени, проведенное в социальных сетях, приводит к проблемам в обучении подростков, поскольку у них остается минимум времени для подготовки домашних заданий, а также посещение спортивных секций. У подростков формируется безразличие к учебе, а также стойкая нехватка времени на чтение литературы.
Часто подростки посещают социальные сети ночью, что формирует хронический недосып и сбой нормального ритма жизни, а также повышенную утомляемость. Все это негативно сказывается на процессе обучения.
Острая тяга к социальным сетями становится своего рода болезнью, которая может возникнуть ввиду наличия личностных и психологических проблем. Подростки страдают от нереализованных желаний, комплексов и трудностей в общении.
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.
Альтернативой социальным сетям и интернету для подростков может стать:
- дружеское общение с родителями и другими родственниками, а также близким кругом людей;
- посещение кружков и спортивных секций;
- физический труд.
Взрослым необходимо обращать самое пристальное внимание на то, сколько времени проводит ребенок в социальных сетях. Такую проблему необходимо решать не просто в стенах собственного дома, но и в образовательных учреждениях. На школьных собраниях и мероприятиях для учащихся необходимо уделять большое внимание.
Для того, чтобы противостоять сложившейся ситуации и негативному влиянию, подростку необходимо тренировать силу воли и твердость характера, а также уметь организовать собственную социальную среду таким образом, чтобы ограничивать время нахождения в Интернете.
Важно, чтобы в сознании подростка устоялась идея о том, что социальные сети и другие платформы в интернете являются всего лишь типом развлечения и не могут заменить полноценной жизни.
Если резюмировать все вышесказанное, то можно сформулировать следующие выводы:
- подросткам необходимо ограничивать время пребывания в сети;
- целесообразно выбирать альтернативные способы время препровождения. Например, это могут быть занятия спортом;
- важно обращать внимание на собственную жизнь в реальности и проблемы в школе и семье;
- целесообразно увеличивать время нахождения ребенка в школе и семье.
Многие психологи приходят к выводу о том, что популярные сегодня социальные сети позволяют пользователю создать некоторый идеальный образ самого себя. К таким сетям относят:
- Facebook;
- ВКонтакте;
- Instagram.
Они стирают реальную личность. Все исследователи говорят, что молодые люди составляют большинство пользователей социальных сетей после создания идеального образа самого себя выстраивают собственную личность так, чтобы она соответствовала идеальному образу, выбранному в виртуальном мире.
Многие обычные люди и психологи в той или иной степени занимаются самопознанием, когда размещают на собственных страничках конкретный перечень фотографий, тексты или картинки, которые предъявляются миру. Социальные сети потакают желанию подростка выглядеть лучше и не всегда отвечают реальным представлениям личности о самой себе.