Социологические исследования систем управления - это разновидность социологических исследований, в которых рассматриваются феномены общества, коллектива, а также индивидуум как целостная социокультурная подсистема, влияющая на эффективность, также осуществляется рассмотрение затрат, риска системы управления с применением специфических приемов по сбору, обработке и анализу первичной информации социологического плана.
Цели социологических исследований систем управления
Возможные цели, преследуемые в социологических исследованиях:
- выработка рекомендации по тому, как предприятию оптимизировать номенклатуру товаров, выпускаемых им, или номенклатуру производимых работ и оказываемых услуг;
- определить товары, работы и услуги, которые характеризуются низким спросом;
- выработка рекомендации по тому, как совершенствовать и модернизировать товары, различные работы и услуги, а также условия их предоставления при учете того, как дифференцируются те потребности, которыми руководствуются в деятельности индивиды, относящиеся к различным социальным группам;
- определение максимально эффективных методов по пропаганде и реализации товаров, услуг и работ;
- анализ отношения, которое испытывают потребители, дилеры, брокеры к определенному товару (работе или услуге), к методам работы и менеджерам в ситуациях заключения договоров, получения гарантий;
- улучшение социальных отношений в коллективе;
- снижение затрат через активизацию человеческого фактора, улучшение трудовой мотивации и др.
Виды социологических исследований систем управления
Социологические исследования включают такие виды, как:
- пилотажное,
- описательное,
- аналитическое.
Пилотажное исследование (называемое также разведывательным или зондажным) направлено на решение весьма ограниченных по содержанию задач. Им осуществляется охват, как правило, небольших обследуемых совокупностей, а в его основе - упрощенная программа и сжатый по объему инструментарий. Такое исследование применяется, чтобы предварительно обследовать определенный процесс или явление.
Описательное исследование является более сложным видом социологического анализа, делающим возможным составление относительно целостного представления об изучаемом явлении и входящих в него структурных элементах. Проведению такого исследования служит подробно разработанная программа и методически апробированный инструментарий.
Аналитический вид социологического исследования позволяет углубленно изучить явление, когда нужно не только описание структур, но и узнавание его определенных основных количественных и качественных параметров. Чтобы подготовить аналитическое исследование, нужно значительное время, тщательно разработанная программа и инструментарий.
Разновидность аналитического исследования - социальный эксперимент. При его проведении создается экспериментальная ситуация через изменение в определенной степени тех условий, в которых обычно функционирует объект.
Точечное исследование позволяет выявить состояние и количественные характеристики определенного явления или процесса в момент его изучения.
Получение сравнительных данных возможно лишь, если провести несколько исследований, при их последовательном проведений через определенные временные интервалы. Такие исследования, в основании которых лежат единая программа и инструментарий, называются обычно повторными.
Особым видом повторного исследования является панельное. Панельное исследование основано на неоднократном изучении одних и тех же респондентов через определенные временные промежутки.