Социолого-институциональная школа права
Социолого-институциональная школа права изучает общество как механическое объединение институций различного рода.
Институция – существование какой-либо группы людей, коллектива, объединившихся для достижения общей цели.
Каждая институция в процессе своей деятельности наряду с государственным создает свое право (иногда вопреки государственному). Закон уступает место отменяющему или созидающему обычаю. Отменяющий обычай – норма, созданная институцией, взамен утратившей силу правовой нормы, еще не отмененной решением правотворческого органа. Созидательный обычай положен в основу новой нормы, принятой органом государства.
Государству отводится роль механически фиксировать нормы права, действующие в обществе без участия государства, государство не может осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений.
Основные представители социолого-институциональной школы права – Ж. Гурвич и П. Сорокин.
Ж. Гурвич считает, что основу социологии права составляет учение о социальном праве. Социально право – право, созданное разными общественными образованиями. Идеал социального права – международное и трудовое право, представляющие образец правового регулирования, базирующегося на доверии, сотрудничестве и интеграции.
Реальность права выражается в нормативных фактах и непосредственном юридическом опыте.
Нормативные факты – результат проявления юридического опыта в виде правил поведения, устанавливаемых коллективными образованиями при решении той или иной конкретной ситуации; все социальные сообщества, участвующие в нормативном регулировании социальных отношений в результате установления обычаев, реализации актов свободного поиска права, путем принятия деклараций и прецедентов.
Непосредственный юридический опыт является коллективным, направлен на регулирование отношений между субъектами. Нормативные регуляторы представительно-обязывающей природы. Между субъектами правоотношений существует двусторонняя связь.
Основные направления социально-правовых исследований:
- юридически-социологические проблемы классов и социальных групп;
- проблемы макросоциологии права – исследование общественных взаимосвязей между индивидами в юридическом выражении;
- проблемы юридической типологии;
- проблемы генетической социологии права – изучение тенденций и закономерностей развития права, исследование факторов, предопределяющих расцвет или упадок права.
П. Сорокин определял право, как основу всякой организованной группы. Генезис нормы права находится в сознании человека. Участники правовых отношений находятся в представительно-обязывающей связи.
Сорокин считал, что социология права должна объединить все гуманитарное знание в целостную, единую науку.
Прагматическая социология права
Основные представители прагматического подхода в социологии права – О. Холмс и Р. Паунда считали, что в познании истинным является то, что признается полезным.
Право вне предметно-практической юридической деятельности государственных органов самостоятельного значения не имеет. Судья, в процессе принятия решения по делу, вносит элементы собственного усмотрения в соответствии с личными правосознанием, эмоциями, чувствами, интуиции.
Право – система правовых отношений, формирующихся в обществе с участием судебных, законодательных органов государственной власти, административных органов, основной задачей которых является обеспечение должного общественного правопорядка и примирение противоречивых интересов граждан.
Право, как система норм, включает законы, нормативно-правовые акты, высказывания ученых, доктрины, авторитетные мнения практикующих специалистов.
Цели права – обеспечивать цивилизованные отношения между людьми, улаживать социальные конфликты. Право должно ориентироваться на ценности существующего общества.
Правовое поведение людей и образований включает:
- право человека пользоваться принадлежащими ему вещами, созданными его трудом или приобретенными в рамках действующего экономического и социального порядка;
- неосновательно полученное необходимо вернуть;
- человек должен отвечать за свои обещания, поступать добросовестно;
- человек не должен действовать, если его действия несут опасность для окружающих и др.
Право является средством социального контроля, осуществляемого государством и его органами.
Реалистическая социология права
Основные представители реалистического подхода в социологии права –К. Ллевеллин и Дж. Фрэнк.
Реалистическая школа предоставляет метод познания реально действующего, действительного права. Суть метода – исследование деятельности административных органов и судьи, которые реализуют право, принимая решения по определенным делам.
Право – деятельность по разрешению юридических споров, конфликтов между участниками общественных отношений. Осуществляющие эту деятельность люди, являются официальными выразителями права.
Право – результат деятельности всех участников правоприменительного процесса, это совокупность компонентов, обеспечивающих согласованное поведение всех членов группы путем устранения между ними конфликтов и сохранения ее целостности и единства.
Право – средство обеспечения в обществе согласия и мира, это состояние, механизм, комплекс деталей и технических приспособлений, выражающих опосредованные ценности.
Основное внимание реалисты уделяют исследованию процесса принятия решений по конкретным делам судьями и должностными лицами.
Эмпирическая социология права
Суть эмпирического подхода заключается в разработке методологии конкретных социально-правовых исследований.
Р. Треверс указывал, что социология права – это дисциплина, целью которой является развитие исследований эмпирического характера.
Социально-правовая работа направлена на осуществление эмпирических исследований социальных аспектов действия права.
Основная цель – разработка конкретно-социологических и статистических методов познания права, процессов его действия.
Приемы, позволяющие получить информацию о реальном действии права:
- методы включенного наблюдения;
- анкетирование;
- анализ документов;
- интервьюирование.