Понимание социологии науки
Социология науки является одной из отраслей социологического знания. Это специальная социологическая дисциплина, которая направлена на исследование социальных аспектов научной деятельности. Основная цель социологии науки – получение нового научного знания и определение основных путей его дальнейшего практического использования. Также важным является рассмотрение взаимосвязи науки и общества на основе ключевых социологических методов и инструментов.
Первая, наиболее структурированная и систематизированная концепция социологии науки была разработана в 30-е годы 20 века Робертом Мертоном. Он предположил, что наука выступает в качестве отдельного, уникального социального института, поскольку обладает своими особыми ценностями, такими как:
- Универсализм – оценка любой научной идеи и научного знания, а также парадигмы и предположения зависит только от ее непосредственного внутреннего содержания, и никак не связано с личными убеждениями автора, его статуса или национальной принадлежности;
- Коммунизм (общность, открытость) – доступность и открытость результатов научных исследований для всего остального научного сообщества;
- Бескорыстность – исследователь должен работать во имя науки и развития общества, а не ради получения материальной выгоды, наград и признания. Основная цель – поиск решения научных проблем;
- Организованный скептицизм – ученые должны критично относиться как к собственным разработкам, так и к идеям, которые выдвигаются их коллегами.
Структура социологии науки
Социология науки достаточно неоднородна, и обладает своей уникальной структурой и особенностями. В рамках данной дисциплины принято рассматривать два основных класса социологических феноменов, но с упором на научные изыскания. Во-первых, это положение и функции научного знания в современном обществе, а во-вторых это социальная организация самой науки и ее основные особенности.
В рамках первого направления (положение научного знания в современном обществе и его ключевые функции) авторы исследуют взаимоотношения науки и иных социальных институтов (образования, религии, государства), анализируют взаимосвязь науки с современными технологическими достижениями, а также изучают влияние науки на некоторые социальные практики (например, роль ученых как экспертов в той или иной области знания). Также в рамках данного направления очень важно изучать отношения науки и государства, поскольку на современном этапе государство как минимум выступает спонсором для многих научно-исследовательских проектов, которые реализуются по его же заказу.
В условиях второго направления исследуется внутренняя организация самого научного знания: каким образом организуется работа научных коллективов и научно-исследовательских лабораторий, как устроена система научных публикаций, цитирования и защиты интеллектуальной собственности, как возникают споры внутри науки и какие пути для их разрешения находят исследователи. Также немаловажно то, как конструируются научные факты, и какую роль в науке играют многочисленные научные инструменты.
Как мы видим отсюда, в рамках структуры социологии науки выделяются внешние факторы и внутренняя структура науки. Все эти элементы непосредственно связаны друг с другом и находятся в постоянной взаимозависимости. Также в структуру входят следующие качественно различные элементы:
- Области научного знания (естественно-научное, социально-гуманитарное знание, точные науки, технические науки);
- Единицы знания (факты, теории, термины, законы, программы, исследования и проекты);
- Уровни научного знания внутри отдельных дисциплин;
- Виды научного знания (эмпирические, теоретические, аналитические и иные).
Функции социологии науки
Функции социологии науки формулируются на основе особенностей функций социологии и самой науки.
Отсюда авторы выделяют следующие основные функции:
- Познавательная функция науки – ее смысл заключается в том, что человеку или социальной группе предоставляются все возможности для познания окружающего мира, его законов, закономерностей и ключевых явлений и процессов, причем как на научном, так и на более повседневном, житейском уровнях;
- Образовательная функция науки – ее смысл заключается не только в обучении человека или отдельной социальной группы, но и в создании условий для социальной мотивации, выработке новых ценностей, которые будут выходить за рамки научного знания и смогут проникать в повседневную жизнь человека;
- Культурная функция социологии науки – это значит, что наука является общественным достоянием, а также ключевым элементом, оказывающим непосредственное влияние на человеческую культуру. На протяжении всего исторического развития мы можем отметить рост человеческой культуры по мере роста научных разработок и возможностей в рамках научного знания;
- Практическая функция социологии науки – это функция производства материальных и социальных благ, а также применение научных знаний на практике. Мы ежедневно читаем в социальных сетях или можем наблюдать по телевизору новости о том, что ученые снова достигли новых высот, или открыли новые аспекты. Но мы задаемся вопросом о том, как эти открытия повлияют на нашу жизнь. В этом и заключается смысл реализации практической функции – поиск применения научных достижений в повседневной человеческой жизни.
Таким образом, опираясь на анализ функций социологии науки, мы можем выявить ее большую роль в развитии социума. Без научных открытий и достижений наше общество находилось бы в состоянии стагнации или регресса, поскольку мир не стоит на месте, но вот грамотно применять плоды научных знаний научились далеко не все. К тому же, не все научные открытия отличаются безопасностью для человека, и могут даже навредить его здоровью и жизни. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что роль социологии науки крайне велика, особенно в условиях развития на современном этапе.