Постнеклассическая социология
На сегодня в мире существует великое множество социологических течений, направлений, концепций и теорий. В их числе принято выделять:
- макротеории - теории, претендующие на объяснение базовых, фундаментальных принципов функционирования и развития общественных систем;
- микротеории, предметом которых выступают конкретные социальные образования, группы, институты и пр.
Существуют также различные подходы к классификации современных социологических теорий. Крупный российский социолог В. Ядов предлагает положить в основу такой классификации популярную в отечественных научных кругах концепцию Вячеслава Степина об эволюции принципов научной рациональности как основе развития науки. В соответствии с этой концепцией, наука прошла в своем развитии три ступени:
- классический этап (Новое время);
- неклассический этап (конец XIX – первая половина ХХ вв.);
- постнеклассический этап (вторая половина ХХ века – настоящее время).
Сегодняшний этап развития науки в целом и социологии в частности – постенклассический, или постпостклассический. Наиболее существенная его особенность, составляющая главное отличие от классики и постклассики, заключается в требовании множественности объяснений тех или иных социальных фактов, явлений и процессов.
Отсюда – та важность, которую приобретает в сегодняшней социологии многообразие представленных в ней концептуально-теоретических подходов («метасоциологических построений» в терминологии Ритцера или, по В. Ядову, «метапарадигм»).
Основные социологические теории современности
- Структурный функционализм, или структурализм, развиваемый научной школой Толкотта Парсонса и Роберта Мертона. Структурализм рассматривает общество как сложную систему. В основе подхода лежит макроуровневая ориентация, которая в значительной степени фокусируется на социальных структурах, формирующих общество в целом. Структурализм рассматривает как социальную структуру, так и социальные функции, к которым в рамках данного подхода относят социальные нормы, обычаи, традиции и институты. Обычная для структурализма аналогия, предложенная еще Спенсером, представляет элементы общества как «органы», от функционирования которых напрямую зависит функционирование всего «тела» (социума).
- Теория конфликтного развития общества, или теория социального конфликта (Ральф Дарендорф ). Эта теория возникла как реакции на структурный функционализм и во многом представляет собой его антитезу. Теория конфликта пытается объединить структурный функционализм и марксизм: опираясь на тезис Маркса о классовой борьбе как основе общественного развития, Теория конфликта утверждает, что в современных условиях эта борьба с необходимостью принимает новые формы. В основе исторического развития и любых социальных трансформаций, согласно этому направлению, лежит конфликт – и в первую очередь конфликт политический,, субъектом которого является «человек политический» и главной целью которого выступает перераспределение власти, престижа и авторитета.
- Феноменологического направление в социологии (Альфред Шюц). В совей главной работе «Феноменология социального мира» Шюц разрабатывает общие принципы применения феноменологического подхода Э. Гуссерля к социальным наукам. Феноменология Гуссерля строилась на противопоставлении реального, субъективно переживаемого мира противостоящему ему миру научных абстракций и спекулятивных метафизических размышлений, которыми долгие годы грешили гуманитарные (и, в частности, социальные) науки. Продолжая эту линию, Шюц призывает социологов избрать предметом исследования т.н. «мир повседневности», эмпирическое пространство повседневного человеческого опыта.