Взаимосвязь социологических дисциплин с психологией
Границы между такими дисциплинами как социология, микросоциология, социальная психология и общая психология очень условны, их знания и теоретические наработки постоянно пересекаются, поэтому направления очень близки друг к другу. Но границы могут стать четче, если рассматривать социологию и психологию с исторических точек зрения. Этому способствует и сама историческая наука. Влияние истории на психологию и социологию дало эмпирический подтекст формированию социологии как науки, которая может опираться на исторические факты для прогнозирования будущих событий.
В совокупности социология, история и психология позволяют изучать тенденции в развитии социальной реальности, а также особенности психологии индивида, психики отдельной личности и того, как человек выстраивает свое поведение в тех или иных социокультурных условиях.
Н. Элиас в своей теории делает акцент на эмпирических исследованиях нескольких вопросов, в частности:
- исторического;
- социологического;
- психологического.
Если более детально анализировать работу исследователя, то можно заметить, что разработка идеи исторического развития индивида основана на изменениях, происходящих не только в социальных, но и по большей части в индивидуальных структурах. Изучаются они и в психологической науке, поскольку только так можно глубже проникнуть в сущность человеческой личности, изучить ее особенности, специфику развития индивида и форм его поведения.
Что касается социальной психологии, то она занималась и продолжает заниматься исследованием развития и изменений в психике, причем изменения эти очень важны в разрезе исторического и социального контекста. Следует отметить, что изменения чаще всего происходят именно по определенным причинам и под воздействием внешних факторов. Социально-психологический контекст позволяет исследователю не отделять индивида от его социальной природы, а наоборот – изучать изменения в психике непосредственно в социальной среде. Но проблема тут состоит как раз в том, чтобы грамотно вписать индивида в социально-историческую среду. Зачастую бывает так, что человек оказывается вне поля зрения, он сам себя не идентифицирует с определенной социокультурной средой. Отсюда и сложности в дальнейшем самосознании и самовосприятии.
С самого начала становления социологии в 19 веке наука делала акцент на исследовании макромира и макро объектов. Социологии были интересны общества, нации, этнические группы и целые цивилизации. Но становление социологии сопровождалось теоретическим разделением на два направления:
- макротеории – рассматривают общество в контексте более масштабных социальных структур и процессов;
- микротеории – изучают общество в контексте межличностных взаимодействий и взаимоотношений, на более узком уровне.
Поскольку социология способна производить анализ объектов с различных сторон, то было принято решение провозгласить ее мультипарадигмальной наукой. В отличие от психологии, где мультипарадигмальность отождествляется с разнообразием теорий, в социологии есть парадигмальный раскол. Он проходит по субъектно-объектной линии, и тем самым некоторым неопытным специалистам становится сложно соотносить социологические и психологические аспекты друг с другом.
Теоретико-методологические разработки психологов и социологов
Возвращаясь к трудам Элиаса, следует отметить, что исследователь выделил несколько основных линий исследований. Первое направление – психогенезис, а второе – социогенезис. В первом случае речь идет о трансформациях в структуре личности, во втором – о трансформациях в социальных структурах. Для Элиаса развитие психогенетического и социогенетичного (развитие человека и развитие социальных структур) является взаимообусловленными явлениями. На примере поведения ребенка Элиас доказывает, что цивилизационные навыки прививаются ему за короткое время, тогда как человечество вырабатывало их в течение веков. Сначала он их усваивает под руководством взрослых людей, а потом выполняет большинство правил уже автоматически, без контроля со стороны других.
Сам автор подчеркивает, что социальный стандарт, к которому индивид постепенно приспосабливается, начинает работать на него самого. Когда человек органично вписывается в социальные установки, когда они не кажутся ему чужими и не пугают его – в этот момент можно говорить о том, что личность достигает своего социального и психологического баланса. Социология и психология в данном случае идут бок о бок, поскольку социальное не может существовать без психического, а психические характеристики не могут быть асоциальными. К тому же, человек постоянно взаимодействует с другими членами общества, он старается окружать себя связями и быть коммуникабельным. Без этого ему предстоит испытать социальное одиночество, которое перерастает в асоциальность и девиантность.
В свою очередь, К. Мангейм предположил, что даже изменения в мышлении индивидов могут до конца не осознаваться самими членами социальных групп. Пока они находятся в стабильной ситуации, они до конца не осознают всех изменений. Но если ситуация дестабилизируется, и человек вынужден столкнутся со сложностями, которые посягают на его жизнь и свободу – в этот момент он может начать осознавать сложность психологического характера ситуации.
Социологические и социально психологические идеи Элиаса заключаются в изучении им длительного развития общества и изменения индивидов в нем, без ограничений короткими промежутками времени. Социология в понимании Элиаса, является непрерывным, бесконечным исследовательским процессом, пока ею занимаются объекты и субъекты, между которыми существуют социальные взаимосвязи и взаимозависимость. Такие взаимодействия создают все новые и новые связи, сеть взаимозависимостей. Социальная психология не всегда "идет вперед", развитие не означает, что в истории не может быть возвратов в прошлое (яркий пример тому - мода). Элиас отмечает, что особенность истории заключается в ее возвратности и цикличности.