Физическая культура и спорт в социально-гуманитарном знании
Изучением физической культуры и спорта занимаются такие науки, как философия, педагогика, психология, история и культурология. Каждая из них выделяет для себя один специфический аспект и рассматривает его со своей точки зрения.
- В рамках философского подхода физическая культура и спорт рассматриваются как философско-социологический феномен. Причем, чаще всего в данном контексте выделяется и анализируется метафизический подход.
- В рамках педагогической науки рассматривают весь комплекс целей, задач, содержание и закономерности воспитания при занятиях физическими упражнениями, а также способы управления этим процессом.
- История в основном занимается изучением предпосылок, которые повлияли на возникновение и становление физической культуры и спорта в том или ином регионе, а также на международном уровне. Этот подход к изучению физической культуры и спорта достаточно важен, поскольку история развития данной сферы жизни человека достаточно богата, и насчитывает несколько тысяч лет.
В данной работе необходимо рассмотреть, как понимаются понятия «физическая культура» и «спорт» в социально-гуманитарном знании.
Так, физическая культура – это уникальный феномен, который позволяет воссоединить социальное и биологическое в развитии человеческого организма. Таким образом, физическая культура оказывает влияние не только на состояние всего организма в целом, но также на психику и статус человека в частности.
Существует большое количество определений понятия «физическая культура». Остановимся на следующих. Так, физическая культура является одним из видов собственно человеческой культуры. Ее специфика заключается в том, что этот вид культуры профилирован в направлении (оптимизация физического здоровья индивида, его развитие в единстве с его психическими особенностями).
Физическая культура как часть общей культуры личности и общества - представляет собой совокупность как материальных, так и духовных ценностей, которые создаются и транслируются людям для их физического и психического совершенствования. Также физическая культура – это деятельность, которая происходит под воздействием специфического прогресса, происходящего в общества.
Основная цель физической культуры и спорта – это стремление к созданию физически подготовленных людей, способных выжить в любых условиях и постоянно адаптироваться к новым условиям окружающей среды.
Институциализация спорта
Институциализация спорта всегда являлась важной и актуальной темой а работах ряда исследователей. Самым известным является В. Лукащук, который в своей работе «Трансформация спорта: от забавы к индустрии» отмечает, что еще в 17-18 веках в Англии спорт тесно связывали с показным потреблением, но при этом каждый вид спорта теперь имел свои особые характеристики, и носил более профессиональный характер, нежели зрелищный и развлекательный.
С позиции социологической науки, важным предметом изучения феномена спорта является анализ его как института профессиональной социализации, среды, отрасли становления спортсменов-профессионалов.
На сегодняшний день институт спорта представлен на международной арене следующими организациями, такими, как Международная ассоциация социологии спорта, Международная социологическая организация, Официальный комитет Интернационального совета по спортивной науке и физическому воспитанию, Северо-Американское сообщество социологии спорта и Европейская коллегия спортивной науки.
Все эти организации ведут активное сотрудничество в сфере спорта и физической культуры; они открыты для всех, кто готов разделить их идеи и цели, а также пропагандировать их всему обществу.
Социология физкультуры и спорта и ее основные задачи
Так как спорт и физическая культура заняли важнейшую позицию в жизни современного человека, то для исследования такой сферы была создана отдельная дисциплина – «социология спорта» (sociology of sport). В первую очередь, она концентрируется на отношениях между человеком и спортом с точки зрения ряда социальных институтов, таких, как семья, образование, экономика и политика.
По своей сути социология спорта получает знания о спортивной реальности и накапливает их для достижения следующих целей:
- Изучение роли спорта в жизни человека и общества;
- Анализ функций и значения физической культуры в развитии индивида;
- Популяризация спорта в различных слоях общества;
- Исследования процессов социализации в спорте, а также влияния со стороны глобальных общественных изменений.
Поскольку социология спорта выступает как отрасль социологии, то в основном она использует ее категориальный аппарат. Мы имеем возможность выделить несколько категорий социологии физической культуры, которые являются объектами ее изучения. Во-первых, это непосредственно соматическая (физическая) культура – это тело человека, которое вовлечено в социализацию. Во-вторых, сама физкультурная деятельность, выраженная во всем многообразии форм двигательной активности. В-третьих, все виды соревнований, которые существуют в спорте (основное подразделение происходит на зимние и летние виды спорта).
К основным задачам теории физической культуры и социологии спорта относятся следующие:
- Обоснование средств, которые обеспечивают всестороннее физическое развитие личности;
- Обнаружение связей между общей и физической культурой;
- Поиск средств для гармоничного развития личности, а также на реализацию ее потенциала;
- Непрерывная разработка новых физических упражнений, которые адаптированы под постоянно изменяющиеся условия жизни личности.
Таким образом, в социологической науке физическая культура рассматривается как один из видов собственно человеческой культуры, как часть общей культуры личности и общества и как деятельность, которая происходит под воздействием специфического прогресса, происходящего в обществе.