Жизнь Юнгера
Юнгер Эрнст (родился 19.03.1895 года в Гейдельберге) - немецкий писатель, политолог и философ. В годы, которые предваряли нацизм, был крайне правым публицистом, теоретиком так называемой «консервативной революции», автором распространенных в то время в Германии политических формул (например, такой, как «тотальная мобилизация»). Во время гитлеровского нацизма находился в скрытой аристократической оппозиции к нему. В годы после войны Юнгер модернизирует прежние воззрения, освобождает их от наиболее одиозных аспектов.
Главный теоретический труд
Главным теоретическим произведением Юнгера является трактат-эссе «Работник» (1932 год) и подходящие к нему про мыслу небольшие сочинения, написанные в разные годы, («Тотальная мобилизация», 1930 год; «Мировое государство», I960 год; «Максима – минима», 1964 год и другие).
Как и другими консервативными авторами периода Веймарской республики (Фрайером, Шмиттом), Юнгером усматривалась высшая форма человеческого общежития не в обществе, а в государстве. Общество – это буржуазный принцип. Носитель «нового государства» - это «работник», понимаемый им не в качестве класса в системе отношений в обществе, а в качестве «гештальта» («образа», «устойчивой структуры»), «покоящейся и предоформленной мощм», «высшей, задающей смысл действительности».
«Власть-мощь» - это то, чем прежде всего характеризуется «гештальт» рабочего. Современное движение - это процесс его манифестации. В его ходе происходит исчезновение индивида как уникальной личности и массы как беспорядочного скопления индивидов. То, что человек функционально заменим и в процессе труда, и на поле боя, как маску и униформу как элементы рабочей одежды можно поменять на одежду воина, с одной стороны, и воинская дисциплина и порядок - с другой, тесно сочетаются с развитием техники, которая должна стать столь же тесно соединенной с человеком, как и его органические члены.
Новый мировой порядок
Новый миропорядок, предвещаемый Юнгером, состоит в господстве, сообразном «гештальту» рабочего. В «рабочем государстве» действует воинский распорядок. Здесь «выжжено» все то, что может привести к предательству - самой наибольшей опасности в ходе боевых действий. Чтобы воссоздать социальные связи, которые подорвали в либеральных государствах «атомизация» и «индивидуализация» людей, нужны особенно жестокие меры, проведение которых возможно лишь от «имени народа». Установление такой «рабочей демократии» возможно мобилизовав «народное решение», «мы сталкиваемся здесь с вступлением партий, движений и учреждений в органическое единство, которое называемся орденом, и которая отличается культовым отношением к гештальту рабочего». Члены ордена в ситуации - работники, в военных ситуациях - воины. Общественный договор заменяется на рабочий план, завершенный, гибкий, ориентированный на подготовку к войне.
Рабочий как гештальт
Поэтому «рабочий» в теории Юнгера является не социальной категорией, как, например, в классическом буржуазном, или марксовом, политэкономическом учении, а неким выразителем универсальной творческой смлы, преобразующей мир. Это соединение и высшей рациональности, и высшей сосредоточенности, и высшей концентрации энергии, какие возможно вообразить. В то же время, он не является продуктом художественного фантазирования.
Юнгером внимательно изучался опыт Советской России, при этом особое внимание особое внимание уделялось плановому, централизованному руководству всеми сторонами общественной жизни, признанию в качестве социально-значимых только трудовых социальных элементов, стремлению к представлению страны единым трудовым лагерем, а нации - трудовой армией.