Определение цели и задач социологического исследования
Цели и задачи исследования тесно взаимосвязаны между собой.
Цели исследования ориентируют исследователя на конечный результат, который может быть теоретико-познавательный или практически-прикладной. Задачи исследования формулируют вопросы, ответ на которые служит для реализации целей исследования.
Любое исследование, которое ориентировано на решение теоретических задач возможно продолжать дальше как прикладное.
Определение цели исследования дает возможность упорядочить научный поиск в виде решения задач: основных, частных и дополнительных. Основные и частные задачи исследования логически между собой связаны, из основных задач вытекают частные, являющиеся средством решения основных вопросов исследования.
Все исследование подчиняется поиску ответа на основной вопрос. При этом должны быть обеспечены надежность, максимальная обоснованность, устойчивость информации, которая относится к решению этих задач. Для этого необходимо выдвинуть ряд гипотез, взаимосвязанных между собой и относящихся к основным задачам, проверкой и перепроверкой исходных данных.
Цели социологического исследования
Целью исследования является конечный результат исследования в виде решения нескольких конкретных задач.
Основные цели могут формироваться как:
- теоретико-прикладные – при разработке программы основное внимание уделяется построению общей концепции предмета исследования, изучению литературы по данному вопросу, вычленению научной проблемы, конкретной семантической и эмпирической интерпретации первоначальных понятий, логическому анализу гипотез; только после выполнения всей этой работы выделяется объект исследования.
- практические – определяют работу над программой, опираясь на специфику социального объекта и определения практических задач.
Задачи социологического исследования
Задачи исследования – это совокупность рассматриваемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Количество задач зависит от целей исследования, степени изученности проблемы, потенций и возможностей исследователей проникнуть в суть проблемы.
Последовательность выдвижения задач теоретико-прикладного исследования:
- 1 этап: выявление основного социального противоречия, проблемы, на основе доступных источников, его локализация в конкретных процессах, на конкретных социальных объектах;
- 2 этап: разработка теоретической концепции исследования – выявление обстоятельств, способствующих возникновению проблемной ситуации и факторов, определяющих эти процессы;
- 3 этап: разработка и опробование методик исследования, последующий сбор информации на объектах исследования.
- 4 этап: анализ полученных данных в соответствии с концепцией и гипотезой исследования; выявление путей решения проблемы, практических приложений на объектах.
Последовательность выдвижения задач практически-прикладного исследования:
- 1 этап: анализ литературных источников, консультации со специалистами для нахождения типового способа решения практической проблемы;
- 2 этап: сбор данных о ситуации на объекте с применением апробированных и созданных методик для выяснения способов использования типового варианта решения проблемы относительно данного объекта;
- 3 этап: разработка вариантов решения проблемы, их экспериментальная проверка;
- 4 этап: анализ данных исследования, оценка полученного эффекта, коррекция нововведений, план практических действий в дальнейшем.
Основные задачи исследования соответствуют его целевой установке, дополнительные задачи определяются для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез (возможно не связанных с данной проблемой), для решения методических вопросов и т.д.
При постановке дополнительных задач исследования используют контрольные операции, связанные с решением основных задач.