Понятие анкетирования
Анкетирование является письменной формой опроса, осуществляющейся, в большинстве случаев, заочно, т.е. когда прямой и непосредственный контакт интервьюера с респондентом отсутствует.
Его целесообразность определяется двумя случаями:
- необходимостью проведения опроса большого числа респондентов за относительно короткий промежуток времени
- важностью предоставления респондентам достаточного времени для тщательного и осмысленного формулирования своих ответов при наличии перед глазами отпечатанного вопросника.
Если глубокие размышления не требуются, то предпочтительнее для опроса использовать метод интервьюирования.
Анкетирование редко охватывает всех представителей изучаемой совокупности индивидов ), в большинстве случаев оно является выборочным. При этом, выборка должна быть репрезентативной, то есть отражать реальную структуру обследуемой совокупности.
Анкета
Основной (но не единственный) инструмент анкетирования - анкета, включающая не только опросный лист и "паспортичку", но и из преамбульно-инструктивный раздел.
Значимость данного раздела нельзя недооценивать, поскольку при заочном общении с респондентом преамбула служит единственным средством мотивации респондента к заполнению анкеты, формирует у него установку на искренность ответов на вопросы.
Кроме этого, в преамбуле говорится о субъектах и целях анкетирования, указываются все необходимые инструкции и комментарии по заполнению анкеты.
Основная часть анкеты (называемая опросным листом) разрабатывается на основе как общих требований к опросам, так и с учетом определенных дополнительных соображений.
Виды анкетных вопросов
Анкета может и должна состоять из:
- не только программно-тематических, т.е. непосредственно вытекающих из исследовательской программы вопросов, но и процедурно-функциональных, нацеленных на оптимизацию самого хода опроса;
- как прямых, предлагающих респонденту выражение его собственной позиции, так и косвенных (выражение согласия или несогласия с позиций других людей) вопросов;
- вопросов-"крючков", ставящихся для того, чтобы поддержать интерес респондента к заполнению опросного листа;
- вопросов-"фильтров", позволяющих выделить часть опрашиваемых по определенному признаку, например, отсеять ту их часть, которая может быть не совсем компетентна в данном вопросе;
- контрольных вопросов, служащих для проверки устойчивости и непротиворечивости мнений респондентов;
- вопросов-"ловушек", являющихся разновидностью контрольных, предназначенных для того, чтобы определять степень искренности ответов;
- наводящих вопросов, помогающих более точно понять смысл следующего вопроса;
- дихотомических вопросов, предполагающих два варианта ответа, которые взаимно исключают друг друга (по типу "да-нет");
- вопросов-"меню", т.е. вопросов с многовариантными ответами, когда есть возможность выбора любого сочетания вариантов ответов;
- шкальных вопросов, т.е. таких, ответ на которые представляется в форме шкалирования;
- табличных вопросов, предполагающих при ответе заполнение таблицы;
- закрытых вопросов, т.е. сопровождаемых всей теоретически возможной совокупностью вариантов ответа, из которых респондент выбирает наиболее соответствующий его мнению;
- открытых вопросов, не содержащих вариантов ответа, предполагающих написание респондентом того, что он захочет, в специально отмеченном месте опросного листа;
- полузакрытых, (частично открытых) вопросов, когда наряду с готовыми вариантами ответа для выбора, респонденту предлагается также написать свой вариант ответа в открытой форме.