Место ребенка в общественных отношениях
Дети, которые только начинают постепенно социализироваться и адаптироваться к постоянно меняющимся социальным и культурным условиям, нуждаются в особом подходе и поддержке, когда речь идет о выстраивании социальных связей и социальных отношений. Начиная посещать начальную школу, ребенок переходит в совершенно новую систему отношений и взаимодействий с окружающими, которая в значительной степени отличается от той, что была привита им в семье.
Постепенно обретая новые социальные связи, дети ощущают, что их жизнь меняется, и происходит это именно потому, что они начинают взаимодействовать с новыми людьми, которые живут по совершенно другим правилам, имеют иные интересы и потребности, и могут поделиться новым опытом с ребенком. Конечно же, для ребенка это может обернуться стрессом, поэтому он полагается на помощь со стороны родителей, а также воспитателей, преподавателей и других взрослых. Выбирая круг общения, ребенок чаще всего опирается на интересы и собственное желание общаться с другими детьми. Общение ребенка также отличается некоторыми особыми чертами.
Становясь школьником, ребенок ощущает изменения в своем окружении. Помимо того, что он должен соблюдать некоторые нормы семьи, на него также ложатся обязанности ежедневно посещать школьное учреждение, а также подчиняться тем требованиям, которые выдвигаются со стороны школьного коллектива и в целом со стороны учебной деятельности. Жизнь ребенка в его социальных связях разделяется на две основные части:
- Свобода дошкольного детства, когда основные обязанности по воспитанию ребенка берут на себя родители, и они же заняты тем, что прививают ему основные знания и умения, опыт, возможности общения внутри семьи и с близкими родственниками;
- Отношения зависимости, когда ребенок должен познавать новые общественные системы, подчиняться новым правилам жизни, общаться с другими участниками социума, которые также играют важную роль в его жизни и вторичной социализации.
Поскольку ребенок приступает к обучению в школе, семья нуждается в том, чтобы начинать совершенно иначе контролировать ребенка. Родители следят за выполнением домашних заданий, обращают внимание на изменения в характере ребенка, его увлечениях, восприятии окружающей действительности. Безусловно, важен и контроль за его передвижениями, а также социальными связями.
В юном возрасте дети еще не воспринимаются как полностью осознанные члены общества, поэтому нередко их место и роль в социальных отношениях и взаимодействиях может попросту преуменьшаться. Тем не менее, крайне важно учитывать, что связи очень серьезно влияют на становление личности, и сам ребенок обретает некоторые знания и манеру поведения, которая прививается ему непосредственно в семейной среде.
Принципы общения ребенка со взрослыми
Общение – это та основа, которая выступает в качестве отправной точки в приобретении ребенком основных навыков взаимодействия с окружающими, причем не только с родителями и сверстниками, но и другими взрослыми.
В связи с этим, для того, чтобы более глубоко охарактеризовать общение ребенка со взрослыми, специалисты выделили несколько наиболее явных принципов:
- Во-первых, это инициативность и обращение ко взрослому человеку, стремление привлечь его внимание к собственным поступкам и словам. Иногда дети стремятся к тому, чтобы взрослый обратил внимание на него, и поступки эти могут быть не всегда позитивно окрашены;
- Во-вторых, предпочтение в предметном сотрудничестве со взрослыми людьми. Дети настойчиво требуют, чтобы взрослые также принимали активное участие в той деятельности, которую осуществляют дети. Им интересно вести такую интеракцию, ведь на примере взрослого человека они также могут вырабатывать собственную манеру поведения и отношения к предметам, которые их окружают
Еще один аспект, который выделяется исследователями – доверчивость, открытость ребенка по отношению ко взрослому, проявление эмоций. Например, это может быть эмоция любви, когда ребенок стремится получить в ответ положительную эмоцию – ласку, одобрение, признание. Каждый ребенок нуждается в этом, поскольку это вызывает в них положительные чувства. Будучи открытым своим родителям, он постепенно открывается всему остальному миру, демонстрируя свою благодарность и стремление к сотрудничеству, компромиссу, дружбе.
Чувствительность к отношению взрослого и оценке поведения – еще один принцип. Если ребенок осознает значимость мнения родителей или близких, то в дальнейшем он прислушивается к нему, меняет манеру и стиль поведения и общения, стремится развиваться, получает советы. Но, в то же время, его поведение может стать достаточно зависимым от поведения взрослого, отсюда нередко детям, которые слишком привязаны к родителям, сложнее в дальнейшем «разрывать» эту зависимость. Они все больше слушают их, даже если сами становятся взрослыми. Отсюда множество сомнений, отсутствие собственного мнения и способности к тому, чтобы критически мыслить и высказывать собственную точку зрения в отношении тех или иных событий и явлений в обществе или межличностных отношениях.
Отталкиваясь от принципов, крайне важно обратить внимание и на те формы, которые возникают в общении ребенка со взрослыми. Во-первых, это ситуативно-личностная форма, когда ребенок находится в слишком раннем возрасте (от 0 до 6 месяцев). Во-вторых, внеситуативно-познавательная форма, когда ребенок стремится копировать взрослого, перенимает некоторые его черты характера и манеру общения с окружающими. В рамках внеситуативно-личностной формы ребенок все больше погружается в мир людей. Теперь он воспринимается как полноправный член общества, который может высказать свою собственную точку зрения или повлиять на исход некоторых событий. Таким образом, социальные связи детей поначалу формируются в рамках семьи и ближайших родственников, но постепенно перемещаются в большой мир, где он обретает новых знакомых, друзей, вступает в межличностные формальные и неформальные связи и взаимодействия.