Социология образования и ее исследования
Образования – это особая сфера жизни человека, сложнейшая отрасль и, безусловно, процесс. Он направлен на то, чтобы индивид усваивал систематизированные знания, приобретал новые навыки и умения, а также умел применять их в своей повседневной и профессиональной жизни.
Самые разные науки исследуют образовательную деятельность во всем многообразии ее аспектов. Примерно в середине 20 века появились совершенно новое направление – социология образования.
Социология образования представляет собой отрасль, которая относится к социологическим наукам. Ее интересуют, преимущественно, множественные характеристики образовательной среды, а также то, как на образование воздействуют другие социальные институты, причем, воздействие изучается как с точки зрения институтов макро-, так и с точки зрения институтов микросреды.
К тому же, исследователи поднимают некоторые частные вопросы, которые также в частном порядке в особой степени могут сказываться на деятельности человека в образовательной сфере. Эти вопросы – результат многочисленных социальных исследований, которые проводились в образовании, и которые были ориентированы на ознакомление со спецификой среды, с ее структурой, ключевыми правилами установления межличностных отношений и коммуникаций.
Итак, к вопросам социальных исследований в рамках образования следует отнести следующие:
- Изменения в структуре образования, ее соответствия всем актуальным и наиболее распространенным программам. Учитывать необходимо и перспективность программ и проектов, ведь только те, что являются наиболее яркими и нуждаются в своей реализации будут к тому же и самыми востребованными;
- Морфологическое строение структуры образовательной среды, ее пропорциональность, соответствие выдвигаемым требованиям. Также тут необходимо изучать взаимоотношения и взаимозависимости, которые складываются между элементами обширной системы, ведь именно в связях содержится рациональное зерно, которое нуждается в актуализации;
- Оценка воздействия образовательных процессов на иные социальные процессы. Это могут быть трудовые и профессиональные отношения, нравственные ориентации, организационные и технические вопросы, поддержка образования и возможности его развития в достаточно изменчивых и нестабильных условиях современности.
Таким образом, социальные исследования в образовании имеют большое значение для разрешения множества противоречий и проблем, а также для лучшего понимания структуры и состояния образовательной среды в современных условиях.
Для организации исследования необходима дополнительная подготовка, поиск специальных средств и методов, а на исследователя ложится ответственность за постоянное повышение своей квалификации и усовершенствования своих знаний в той или иной области, которая соотносится с образовательной сферой. В связи с распространением социальных исследований в образовании в науке образовалось новое направление – социология образования.
Объект и предмет социологии образования
Как и любая научно-исследовательская сфера, социология образования также имеет свои особенные черты. К аспектам относится определение объекта и предмета, которые принимают активное участие в социальных исследованиях в образовании.
Так, объектом социологии образования является достаточно обширная образовательная среда, которая представлена во всем своем многообразии и может трансформироваться в соответствии с изменениями, происходящими как внутри, так и во внешней среде. К тому же, образовательная сфера признается особым социальным явлением. Сюда могут относиться отдельные индивиды и социальные группы, а также их объединения, организации, которые осуществляют свою деятельность в системе образования.
Предметом социального исследования в образовании могут быть все процессы, специфические взаимоотношения и взаимосвязи, которые возникают на основании именно образовательного процесса. Безусловно, предмет может изменяться в зависимости от того, какую цель ставит перед собой исследователь, какие результаты он стремится достичь, и какие рекомендации может предоставить по окончании исследования. Как и объект, так же и предмет могут меняться даже в ходе самого социального исследования, изменяя методологию и методологические подходы к изучению состояния образования.
Образовательная сфера является одной из наиболее активно развивающихся в современном мире. Приходят новые стандарты, новые требования, новые перспективы развития образовательной деятельности. Все это требует дополнительных исследований, внедрения новых методологий, новых возможностей. В подготовке специалистов и исследователей также используются новые показатели, которым они обязательно должны соответствовать, ведь именно от этого зависят их последующие возможности в исследовательской деятельности образования и его аспектов.
Перед социологами в социальных исследованиях образования стоит несколько задач. Это возможность более углубленного рассмотрения объекта исследования, подготовка рекомендаций по улучшению состояния образовательной среды, соответствия ее не только общепринятым в стране стандартам, но и стандартам, которые постепенно внедряются на международном уровне. Только благодаря исследованиям можно увидеть положительные и отрицательные черты, выявить особенности, специфические объекты, которые также по-разному сказываются на восприятии образования. В изучении образования используются как универсальные, классические приемы, так и приемы, которые из года в год продолжают свою трансформацию. Новейшие информационные технологии позволяют достигать совершенно нового результата, внедрять такие технологические средства в практику, расширять деятельность образовательных институтов. Они могут работать автономно, а могут пересекаться друг с другом.