Признаки управления как социального института
Управление является сложным и структурированным процессом. Именно этот фактор в свое время стал значимым при выделении управления как нового социально значимого института.
Как и другие социальные институты, управление обладает фундаментальными и особенными признаками, которые отражают природу его сущности и ключевые функции.
Во-первых, природа существования управления как социального института обозначается в качестве функциональной. Это значит, что управление выступает в качестве необходимого элемента социальной системы и структуры различных сообществ и предприятий, так как без выполнения им своих функций невозможно существование всего социума в принципе.
Во-вторых, социальный институт управления по форме своего происхождения и существования является конкретным агрегированным феноменом. Исследователи интерпретируют это следующим образом:
- В так называемом «нерабочем» состоянии социальный институт управления выступает в качестве латентного элемента и имеет скрытую форму существования. Тем не менее, управленческие элементы четко распределены в социуме и предстают в виде готовых к выполнению своих функций институциональных аспектов;
- Социальный институт управления обладает множеством функций, но ключевой остается институциональная. Такие образом, управление предстает в виде функционально необходимой управленческой структуры, которая формируется в процессе институциональной сборки. Институциональная сборка, в свою очередь – это сложный процесс, который должен быть согласован с социальным заказом, а также с местом и временем своей реализации с использованием реальных и актуальных управленческих решений.
Нельзя не упомянуть также о том, что социальный институт управления имеет гетерогенную природу, то есть выступает в качестве неоднородного явления. Все его элементы строго распределены во всех сферах жизни человека (в экономической, политической, социальной и духовной), а также на всех уровнях (начиная с рождения и заканчивая последними днями жизнедеятельности).
Структура социального института управления
Перечислив все признаки и особенности управления как социального института, мы можем прийти к выводу о том, что в иерархии всех социальных институтов именно управление занимает место метаинститута. Это значит, что оно находится на порядок выше остальных институтов, поскольку они не могут выполнять свою деятельность и успешно функционировать без управления извне.
Иерархически структура социального метаинститута управления представлена несколькими уровнями:
- Первый уровень – это субинституты социального метаинститута управления;
- Второй уровень – непосредственно институция;
- Третий уровень – наличие многообразных управленческих практик и инноваций, нацеленных на создание новых стратегически важных решений;
- Четвертый уровень – мелкие, но немаловажные институциональные элементы метаинститута управления.
Субинституты управления
Как мы указали ранее, система социального института управления очень сложная и структурированная, и в ней многие авторы-исследователи выделяют ключевые субинституты, которые отражают специфику и уникальность социального института управления и его функций.
Итак, следует выделять следующие субинституты:
- Административное управление;
- Менеджмент;
- Приватное управление;
- Ноосферное управление;
- Нелегитимное управление.
Каждый из этих субинститутов отличается не только своим уровнем, а также положением в иерархии, но и еще своим индивидуальным функционалом и ключевыми свойствами.
Административное управление занимает верхнюю строчку в иерархии субинститутов социального управления. Его основной функцией является обеспечение и гарантия стабильного воспроизводства общества, его непрерывного развития в соответствии со всеми имеющимися и актуализированными мировыми тенденциями. Также важная реализация человеческой личности в жизненно важных сферах (экономической, политической, социальной и духовной). Исходить нужно исходя из формально интерпретируемых интересов всех членов общества, а не только из интересов органов власти.
Менеджмент является вторым по значимости субинститутом социального управления. Его функция – осуществление максимально эффективного способа достижения целей, а также выполнение актуальных задач, которые исходят из интересов собственников среднего и малого бизнеса, а также интересов владельцев крупных предприятий и корпораций. Производство должно ориентироваться на потребности всех членов общества, которые являются потенциальными потребителями.
Приватное управление – это контроль и реализация управленческой деятельности в сфере личной (приватной) жизни человека. Такое управление обеспечивает возможности человека в повседневной жизни, а также реализует его потребности как члена общества, не задевая при этом интересы остальных членов общества.
Ноосферное управление – еще один значимый субинститут социального управления. Оно направлено на обеспечение воздействия людей между собой. Причем каждый человек является членом не локального, а мирового сообщества в пределах планеты Земля. Каждое действие человека должно преследовать интересы и цели всего человечества, учитывать их и максимально реализовывать по мере собственных физических и интеллектуальных особенностей и возможностей.
Нелегитимное управление – иное название данного субинститута «теневое управление». Оно служит для обеспечения взаимодействия в социуме для достижения отдельными деятелями или крупными сообществами целей, которые не санкционированы в обществе, или вовсе запрещены в нем. Зачастую такое управление направлено на то, чтобы удовлетворить свои личные интересы, которые идут вразрез с интересами других людей. Удовлетворение корыстных целей может привести к серьезному социальному конфликту разного уровня: начиная от межличностного и заканчивая международным.