Понятие «социальное поведение»
Социальное поведение выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.
Социальное поведение группы – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.
Социальное поведение дает характеристику поведению личности или социальных групп в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.
Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.
Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.
Особенности социального поведения организации
Организация, по своей сути – это такое же сообщество, состоящее из людей, объединенных единой целью: производство конкретного товара или услуги и продвижение их в массы. Организация отличается иерархичностью – есть и главенствующие органы (руководство), и подчиненные (сотрудники различных отделов, департаментов), а также обслуживающий персонал (уборщики, курьеры, водители). Но организация по-прежнему остается человеческим образованием, соответственно ее социальное поведение напрямую зависит от поведения ее членов и активных участников, а также от клиентов, которые пользуются товарами и услугами конкретной организации.
Поведение в организации, а также его регуляция выступают в качестве особых социальных и психологических задач, которые относятся к управленческой деятельности руководства организации. Причем, данная задача ориентирована не только на достижение целей организации и положительного результата для ее дальнейшего продвижения, но и на поддержание целостности организации, на взаимосвязь каждого и ее членов, что играет немалую роль для функционирования и развития как организации в целом, так и отдельной личности в частности.
Особенности социального поведения организации заключается в его многоуровневости. Исследователи выделяют четыре ключевых уровня социального поведения личности или отдельной социальной группы в условиях организации:
- Первый уровень – организация работы таким образом, чтобы реакция субъекта была ориентирована на актуальную проблему, а также на те факторы окружающей среды, которые оказывают влияние на организацию, быстро меняются и имеют свою специфику.
- Второй уровень – образование привычных поступков, действий, а также организация обычного режима работы, которые выступают в качестве элементов социального поведения организации и как его целенаправленные акты.
- Третий уровень – представлен в виде целенаправленной последовательности поступков и социальных действий, которые совершаются человеком или социальной группой в конкретной социально-экономической и политической сферах.
- Четвертый уровень – непосредственно реализация собственных жизненных целях, но в условиях организации.
Четвертый уровень является наиболее значимым для ученых-социологов, поскольку он связан с наиболее важной целью – превращение своего идеального облика в реальный. Индивид обладает рядом знаний, навыков, приобретает опыт в процессе жизни, и у него формируется представление о том, каким он должен быть. В условиях организации он имеет возможность полностью раскрыться, дать волю своему творческому потенциалу, новаторской предрасположенности, создать что-то новое, что выведет организацию на новый, более высокий уровень.
Функции социального поведения
Как социальное явление, социальное поведение обладает рядом своих функций. В целом, оно выступает как объект изучения двух смежных наук: социологии и психологии, что образует социальную психологию.
Функции социального поведения индивида и социальной группы:
- Инструментальная (приспособительная) функция – направлена на адаптивные тенденции к социальным условиям, а также на приспособление индивида к постоянно меняющимся социально-экономическим и политическим условиям в рамках ограниченного сообщества. В случае успешного приспособления уменьшается риск потерь и повышается шанс на получение вознаграждения (поощрения);
- Функция выражения ценностей – иными словами это функция самореализации. Социальное поведение человека позволяет ему выразить себя, собственные способности, возможности, а также организовать поведение таким образом, чтобы оно максимальное соответствовало как собственным ожиданиям, так и ожиданиям, которые имеются в социуме;
- Функция организации знаний – направлена на то, чтобы человек не просто узнавал что-то новое об окружающем его мире, но и упорядочивал свои знания в соответствии со смысловыми значениями. Таким образом, его поведение носит целенаправленный характер, отсутствует хаотичность, спонтанность, несоразмеренность в желаниях.