Наука и общество
Современная наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний об мышлении, природе, обществе и включающая все необходимые компоненты для этого производства:
- знания и способности, квалификация и опыт ученых;
- кооперация и разделение научного труда;
- методы и способы научно-исследовательской работы;
- научные учреждения, лабораторное и экспериментальное оборудование;
- категориальный и понятийный аппарат;
- вся совокупность научной информации.
Современная наука представляет собой совокупность следующих проявлений:
- системообразующий фактор - особая форма познания мира,
- своеобразная «субстанция» - специфическая деятельность;
- социальный институт – способ объединения ученых, их совместная деятельность.
Трактовка науки с точки зрения гносеологии обусловлена уровнем ее развития, общественно-историческими условиями. Наука представляет собой систему знаний и выступает как особая форма общественного сознания.
В современном мире наука – это вид духовного производства, особая сфера профессионально-специализированной деятельности, социальный институт.
Социальный институт науки – центральный институт современного общества. Само существование современного общества зависит от передового научного знания. От уровня развития науки зависит представление о мире, материальные условия существования общества. В результате координации специализированных научных исследований возникли крупные исследовательские центры, сообщества ученых, в том числе, неформальных.
Неформальные сообщества ученых позволяют им быть в курсе направлений развития научной мысли, ощущать новые тенденции, получать ответы на волнующие вопросы.
Моральный императив науки
Осознание предназначения и растущей роли науки, возникновение сообщества ученых, растущая социальная значимость социальных требований предопределили необходимость сформулировать принципы и нормы, составившие моральный императив науки:
- универсализм – открытия носят единый, универсальный характер;
- незаинтересованность – недопустимость манипулирования данными, личная заинтересованность;
- коммунализм – любое научное знание должно быть доступно любому члену как научного общества, так и общества в целом;
- организованный скептицизм – до полного выявления соответствующих фактов, необходимо воздержаться от формулировки выводов.
Наука испытывает воздействие отдельных социальных факторов и общества в целом, может идти путем «нормального» развития или через «научные революции». Научные революции ведут к замене устаревших парадигм и замене их новыми, открывающими горизонты в развитии научного знания.
Социальная роль науки
Наука производит и распространяет научное знание, разрабатывает методы и средства исследования, обеспечивает выполнение учеными своих социальных функций.
Методы, данные науки широко используются для разработки планов и программ социального экономического развития.
Научные знания – достояние всех отраслей человеческой жизни. От современного рабочего, инженера, специалиста узкого профиля, врача, педагога и т.д. требуется владение основами научных знаний, широкий научно-технический кругозор.
Научные исследования оказывают стимулирующее влияние на общественное производство. Научный подход и научные знания необходимы в
- материальном производстве,
- в управлении,
- в общественной деятельности и в политике,
- в системе здравоохранения,
- в системе образования,
- в судебной практике и т.д.
Наука участвует в формировании новой этики и эстетики.
Ускоренное научно-технологическое развитие вызывает серьезный вопрос о том, каковы могут быть его результаты с точки зрения социальных последствий для среды обитания, природы и будущего человечества.
Научные достижения, содержащие потенциальную угрозу для человечества: генетическая инженерия, термоядерное оружие и т.д. Эти проблемы могут быть решены только на общечеловеческом уровне.
Необходимо создать международную систему социального контроля, ориентирующую мировую науку в направлении созидательного развития.