Сущность современного менеджмента
Менеджмент – многоаспектное и сложное явление в условиях рынка, заключающееся в управлении хозяйственной деятельностью организации и включающее следующие определения:
- наука и искусство управления;
- аппарат или орган управления;
- процесс управления;
- определенный вид управленческой деятельности.
Основа управления организациями, предприятиями, учреждениями - это определение стратегии развития, постановка целей, принятие эффективных управленческих решений.
Выделяют два вида менеджмента:
- Общий менеджмент – управление хозяйственной деятельностью предприятия или организации, ее отдельных хозяйствующих звеньев.
- Функциональный менеджмент. Управление отдельными сферами деятельности предприятия или организации, ее звеньями.
Разновидностями функционального менеджмента являются менеджменты, отражающие особенности процессов, протекающих в организации:
- производственный,
- персонала,
- в сфере управления материально-техническими ресурсами,
- финансовый,
- банковский,
- социальный,
- стратегический.
Общий и функциональный менеджмент формируют целостную систему менеджмента.
Деятельность менеджера обеспечивается благодаря механизму управления, включающему:
- принципы управления – основные нормы и правила поведения, руководящее начало для обеспечения эффективного развития организации;
- методы управления – отражают способы реализации управленческой деятельности для достижения целей организации (организационно-административные, экономические, социально-психологические методы);
- функции управления;
- организационные структуры и т.д.
Конечная цель менеджмента – обеспечение эффективной деятельности организации как результат рационального использования имеющихся ресурсов
Социальная роль менеджмента
Роль менеджмента в условиях рынка для организации является определяющей. Уровень менеджмента отдельного предприятия оказывает влияние на экономику всей страны.
Роль менеджмента включает следующие составляющие эффекты:
- социальный,
- экономический,
- социально-экономический.
Социальная роль менеджмента:
- обеспечение стабильной деятельности по управлению предприятием;
- организация производства товаров и услуг, обеспечение рентабельности предприятия, стабильности на рынке;
- принципы менеджмента обеспечивают функционирование правительственных органов;
- обеспечение качественных условий труда;
- поиск и освоение новых каналов и сфер рынка;
- мотивирование и стимулирование сотрудников;
- привлечение специалистов высокой квалификации;
- разработка и реализация стратегии развития компании.
Эффективность менеджмента
Эффективный менеджмент характеризуется:
- ростом результатов функционирования предприятия;
- оптимизацией трудовых, материальных и финансовых затрат для производства;
- повышением прибыли предприятия.
Эффективность менеджмента – это управление деятельностью организации с максимальными результатами и минимальными издержками.
Эффективность может быть двух видов:
- Экономическая. Результат – экономический эффект, проявляющийся в росте прибыли, повышении качества продукции, снижении издержек и т.д.
- Социальная. Результат – социальный эффект, заключающийся в росте удовлетворенности подчиненных, улучшении условий труда, снижении профзаболеваний и т.д.
Экономическая и социальная эффективности тесно связаны между собой, рост одной эффективности ведет к росту другой.
На повышение эффективности менеджмента влияют следующие факторы:
- рациональное использование времени – четкое планирование выполняемых работ;
- взаимодействие в системе управления – взаимное влияние всех подразделений организации, по мере расширения специализации предприятия значение взаимодействия возрастает, на всех уровнях повышается результативность функционирования;
- улучшение информационного и технологического обеспечения управления;
- систематическая переподготовка руководителей и рядовых сотрудников;
- совершенствование методов и систем управления.