Должностные обязанности социального работника
Социальная работа – универсальный вид деятельности, требующий от специалистов разносторонних знаний и умений. В квалификационном справочнике социального работника представлен перечень его должностных обязанностей, в соответствии с которыми работник социальной сферы обязан:
- выявлять граждан и семьи, нуждающиеся в социальной, материальной, юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи, в охране психического, нравственного и физического здоровья;
- выявлять причины возникающих конфликтных ситуаций, трудностей, оказывать содействие в разрешении конфликтов и трудностей, оказывать социальную помощь;
- содействовать в деятельности государственных и общественных организаций по предоставлению социальной и экономической помощи различным категориям населения;
- проводить юридические и психолого-педагогические консультации, касающиеся семьи и брака, осуществлять воспитательные мероприятия в отношении несовершеннолетних с девиантным поведением;
- оказывать необходимую помощь в заключении трудовых договоров по удаленной работе женщинам, имеющих детей несовершеннолетнего возраста, пенсионерам и инвалидам; помогать в семейном воспитании;
- выявлять лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывать им содействие в устройстве в учебно-воспитательные и лечебные учреждения, в получении социально-бытовой, материальной и иной помощи;
- принимать участие в создании центров социальной помощи семьям (центры опеки и попечительства, усыновления, социальной реабилитации; детские, молодежные, семейные центры; приюты; объединения по интересам; клубы и ассоциации и т.д.);
- содействовать в общественной защите несовершеннолетних правонарушителей в суде в качестве их общественного защитника и др.
Основные функции социального работника
Деятельность социального работника подразумевает выполнение им определенных функций. Кратко охарактеризуем каждую из них.
Диагностическая функция. Изучение особенностей индивида, социальной группы или слоя, степени воздействия и направленности на них микросреды, установление «социального диагноза».
Предупредительно-профилактическая функция. Помогает предусмотреть и осуществить юридические, социально-правовые, социально-медицинские, психологические, педагогические и иные механизмы предупреждения негативных явлений. Организация социально-бытовой, социально-терапевтической, медицинской, психолого-педагогической и иной помощи, обеспечение защиты прав женщин, детей, подростков, семьи, молодежи.
Даная функция ориентирована на предупреждение различных негативных последствий в поведении, положении, деятельности разных социальных групп, слоев, отдельных индивидов.
Прогностическая функция. Прогнозирование и программирование воздействия на клиентов социальных служб деятельности социальных институтов, выработки для них модели социального поведения.
Социально-педагогическая функция. Выявление потребностей и интересов клиентов в различных видах деятельности: спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой, художественного и технического творчества и т.д. Привлекать к работе с населением различные организации, учреждения, творческие, общественные союзы, тренеров, специалистов, организаторов различных видов деятельности и т.д.
Правозащитная функция. Использование всей совокупности правовых норм и законов, направленных на поддержку населения.
Социально-медицинская функция. Проведение работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами медицинской помощи, санитарными и гигиеническими нормами, по культуре питания. Формирование чувства ответственности к сексуальному и репродуктивному поведению, проведение работы по планированию семьи и т.д.
Психологическая функция. Консультирование и коррекция межличностных отношений, помощь в социальной адаптации нуждающимся.
Социально-бытовая функция. Оказание поддержки и помощи разным категориям населения в организации нормальных бытовых и жилищных условий.
Коммуникативная функция. Помощь в установлении контактов с лицами, нуждающимися в поддержке и помощи, способствование задействованию социальных институтов в работу социальных служб, организация обменом информации и др.
Рекламно-пропагандистская функция. Пропаганда идей социального обслуживания населения.
Нравственно-гуманистическая функция. Внесение нравственных, гуманистических идей в деятельность отдельного индивида, социальной группы или общества в целом.
Организационная функция. Создание социальных служб в учреждениях и на предприятиях, по месту жительства и т.д.
Требования к специалисту по социальной работе
Все требования к специалисту по социальной работе классифицируют по нескольким группам. Это общие требования к образованности специалиста по социальной работе и требования к знаниям и умениям по циклу: гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин направления, специальных дисциплин направления.
Специалист по социальной работе должен:
- знать - специфику работы в социальной сфере; основные психические функции и механизмы их возникновения; соотношение социальных и природных факторов в становлении психики человека, понимать значение эмоций, воли, мотивов и потребностей, бессознательных механизмов в поведении личности; типологию социальных движений, основные источники их развития, типы и структуру социальных институтов и организаций и т.д.;
- уметь – применять передовой мировой опыт социально-культурной деятельности; обеспечивать связи между микросредой и личностью, взрослыми и детьми, обществом и семьей; уметь обеспечивать посредничество семьей и личностью, с одной стороны, и государственными и общественными структурами - с другой; оказывать влияние на ситуацию и взаимоотношения между людьми, стимулировать индивида к социально-значимой деятельности; работать в условиях неформального общения, способствовать проявлению активной жизненной позиции клиента; давать психологическую характеристику, интерпретацию собственного психического состояния и т.д.;
- владеть – приемами психической саморегуляции и психодиагностики; основами социологического знания; навыками решения педагогических задач, анализа учебно-воспитательных ситуаций; методикой и технологией социального проектирования и прогнозирования; уметь применять полученные знания в реальных проектах и т.д.