Старость как особый период в жизни человека
Старость в научных разработках определяется как особый период в жизни человека. Он отличается тем, что престарелый или старый человек не строит далеко идущих планов на свою жизнь. Но некоторые люди, достигая такого возраста, лишь сужают свои возможности, и тем самым ограничиваются лишь витальными потребностями. К таким потребностям относятся потребность в отдыхе и сне, полноценном питании.
По сути, данный период переносится очень нелегко. Проявляются хронические заболевания, выявляются новые старческие недуги, которые обусловлены снижением жизненного тонуса человека. Особую роль играет психологический фактор: теряя былую красоту и силы, человек может погрузиться в глубокую депрессию, испытывать недомогания, осознавать свою немощность, а иногда и ненужность даже близким людям. Многие старики говорят о том, что не хотят быть обузой своим близким, ведь рано или поздно они могут достигнуть того состояния, когда не смогут обходиться без посторонней помощи.
Специалисты отмечают, что чем глубже человек уходит в самоанализ, тем сложнее и болезненнее происходит его психологическая перестройка в старческий возраст. На состояние, как внутреннее (психическое), так и на физическое оказывает влияние способ реагирования на соматические ощущения, которые связаны с психологическим состоянием и особенностями личности пожилого человека. Зачастую отмечают такое явление, как «уход в болезнь». Оно означает, что человек больше на психологическом уровне настраивает себя на старость и немощность, хотя его физические показатели могут соответствовать нормам.
Роль социальных работников в жизни пожилого человека
Конечно же, в данный период очень важна поддержка со стороны семьи, уход и внимание. Но также при общении с лицами старшего возраста особую роль приобретают знания, которыми обладают социальные работники.
Роль социальных работников, которые контактируют с пожилыми людьми, заключается в том, чтобы уметь вовремя выявить признаки серьезных заболеваний, и при этом привлечь помощь специалистов. Но чтобы это произошло, очень важно постоянно улучшать свою практику, а также иметь элементарную информированность о первых симптомах болезней и способах их предотвращения.
Нередко пожилой человек нуждается в помещении в специальные учреждения, например, в дома-интернаты для пожилых людей. Конечно, для старика это настоящий эмоциональный стресс и потрясение, которое может негативно сказаться на его психическом и эмоциональном состоянии. Также, данные события могут оказать негативное влияние на социальную активность, может стать причиной психического расстройства. Именно в данной ситуации деятельность социального работника может оказать благотворное, успокаивающее влияние на человека, помочь старику пройти этапы социально-психологической адаптации в стенах дома-интерната.
Некоторые авторы также отмечают, что роль социального работника во взаимодействии с пожилыми людьми заключается в том, чтобы облегчить процессы адаптации к новым условиям, «сгладить острые углы». Для этого крайне важны и просто необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, о его интересах, наклонностях, психических чертах. Выяснение данных аспектов крайне важно для создания в дальнейшем максимально благоприятного климата в микросоциальной группе, а также для улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста.
Место социального работника в сфере работы с пожилыми людьми
Как мы могли отметить, роль социального работника во взаимодействии с пожилыми людьми крайне велика. Он является по своей сути основной фигурой, которая возлагает на себя все обязанности по организации социальной и психологической адаптации пожилых людей в новых для них условиях. Эти условия могут развить у старика стресс, ввести в депрессию, спровоцировать обострение имеющихся заболеваний, в особенности тех, которые развивались у него в хронической форме.
Место социального работника полностью определено теми условиями, в которых он работает, и задачами, которые ему необходимо выяснить в процессе своей деятельности. По сути, это специалист, который владеет всеми знаниями в таких областях, как:
- психология,
- социальная педагогика,
- социология.
Ежедневно социальный работник контактирует с другими специалистами, обменивается с ними своим социальным опытом и знаниями, приобретает новые навыки и умения в работе с пожилым населением. Методики постоянно меняются, так как наше общество динамично развивается, и их своевременное освоение говорит о высоком профессионализме специалиста.
Социальный работник играет значительную роль в организации реабилитационных мероприятий, которые на самом деле изначально входят в поле профессиональной деятельности врача. Но, совместно с медицинскими работниками социальный работник разрабатывает более успешные и эффективные проекты, которые затем применяет на практике. Также он контролирует влияние этих мероприятий на состояние здоровья и в дальнейшем оценивает их эффективность.
Очень важно адекватно оценивать проведение мероприятий, так как они должны принести пользу особой группе населения. Старость – это сложный этап, не только потому, что человек стареет физически, но скорее еще и потому, что его психологическое состояние ухудшается. Чувствуя неминуемость некоторых процессов, их неизбежность человек хочет прекратить свои страдания, его одолевают плохие, негативные мысли о смерти, болезнях. Ощущая свою ненужность, он нуждается в дополнительной поддержке, а также в мотивации того, что старость – это не повод заканчивать жизнь, и что даже в этом возрасте люди способны вести полноценную деятельность, творить, заниматься активной жизнью, вести здоровый и активный образ жизни, мыслить позитивно и ярко. В этом и заключается основная роль социального работника в жизни человека.