Проблемы эволюции диагноза и оценки в технологии социальной работы
Оценка, как способ и технологический инструментарий во вмешательствах социальной работы берет свой исток из возникновения метода индивидуальной работы.
В своем труде «Социальные диагнозы» (1917 г.), Ричмонд дает следующее объяснение для нового термина в социальной работе: «Социальный анализ представляет собой попытку поиска точного определения, в силу своих возможностей, ситуации и личности конкретно взятого индивида. Изучение процесса, сбор и сравнение доказательств критическим манером дают возможность интерпретировать и определять социальные последствия».
Социальный диагноз, таким образом, становится способом оценки личностной ситуации индивида, одной из составляющих процесса вмешательства, позволяющим объяснить с научной точки зрения причины и предпосылки к возникновению сложной жизненной ситуации данного конкретного индивида и на базе анализа построить приемлемую в данном случае систему помощи.
М. Ричмонд выделяла нижеследующие проблемные области в социальном диагнозе, которые требовали специальной обработки социальным работником:
- получение понятия об индивидуальных отношениях индивида в социуме;
- определение проблем в этих отношениях;
- осуществимость непосредственного влияния на регуляцию отношений индивида в социуме.
1930-х годах метод оценки ситуации индивида стал строиться на других принципах, развивающихся в области логики значений взаимоотношений.
Коллектив исследователей-социологов, состоящий из Дж. Тафта (США, Чикагская социологическая школа) и В. Робинсона (США, Пенсильванская школа социальных работников), ориентируясь на психоаналитические идеи австрийского психолога О. Ранка, предлагал анализировать сложную жизненную ситуацию индивида, исходя из контекста его взаимоотношений с социальным работником. Данный подход они решили назвать «функциональным методом», подходу же М. Ричмонд и ее коллег дали именование «диагностический подход».
В своем труде «Межличностная психосоциальная помощь (1957 г.) Х. Перлман выделяет три модели диагностики в практике социальной работы, опираясь на этиологию разнообразных ситуаций индивидов: клинический диагноз, динамический диагноз, этиологический диагноз.
Последующие исследования возможностей диагноза были описаны М. Вудс и Ф. Холлис (США, 1960-е гг.), которые продолжали разрабатывать диагностически дифференцированный подход к изучению проблем индивида. Изучение проблем индивида происходило комплексно, учитывались его социальная жизнь и интрапсихические процессы.
В наше время пришли к анализу проблемной ситуации через осмысление в системе «индивид в окружающей среде», в которой учитываются разнообразные факторы его взаимодействий, влияющих на проблемное состояние.
Оценка социальной работы в рамках научной парадигмы
Оценка в ходе процесса работы с индивидом представляет собой инструмент анализа ситуации индивида, данный анализ состоит из многофакторных подходов, основанных, в свою очередь, на исследовательских подходах и социологических, психологических теориях.
Существует огромное количество пониманий оценки в интервенции социальной работы, но, несмотря на это оценка – это субъективный процесс, выступающий на двух своих главных уровнях:
- Процессуальный уровень оценки – на этом уровне зависит от динамики процесса интервенций на макро-, мезо и микроуровнях. В таком случае оценка играет роль метода исследования, основанием которого является рефлективная практика. Исходя из того, что главные модели интервенций основываются на поведенческих и когнитивных парадигмах помощи, процесс оценки длится на протяжении всех этапов работы с индивидом. Необходимо отметить, что кроме обусловленности парадигмы оценки как процесса, также существует не менее важная функция оценки, которая дает ей определение в этой конкретной позиции. Оценка играет роль метода изучения ситуации индивида с необходимыми методами и элементами анализа: выбором респондентов, сбором информации, ретроспективными выводами, категоризации и так далее. Изучение и уточнение информации продолжаются на всем промежутке работы с индивидом, так же, как и проверка фактов на их истинность. В данных проявлениях и состоит первая особенность оценки.
- Операциональный уровень оценки – на этом уровне оценка представляет собой инструмент для произведения анализа состояния индивида, и её основная цель – определить достаточный и необходимый уровень вмешательства с целью адекватного изменения трудной жизни индивида. Именно на операциональном уровне оценка анализирует проблемных ситуаций (кейсов), плюс ко всему оценка являет собой инструмент изучения эмпирической практики, неким вектором, направленным в сторону интервенций в данном конкретном случае и катализатором в приобретении нового знания.
Основные принципы оценки как процесса анализа ситуации
С. Уолкер и К. Беккетт выделили пять главных принципов, на которых должна основываться оценка ситуации индивида:
- Понимание потребностей – исследование потребностей клиента, реалистичность (нереалистичность) их выполнения определяет тот круг вероятных проблем, которые образуют сложную жизненную ситуацию.
- Взаимодействие с окружающими системами – с помощью этого метода раскрываются методологические качества оценки ситуации индивида. Подразумевается, что индивид пребывает в системном окружении социальных институтов, групп, семьи, что и формирует его модели взаимодействия и поведения.
- Поддержка на основе сильных факторов – в этом случае процесс оценки фокусируется на ресурсах, скрытых или явных, которые наличествуют у индивида и могут быть использованы им для разрешения проблем сложно жизненной ситуации.
- Человекоцентрированный подход – в процессе исследования ситуации следует помнить, что в фокусе внимания конкретный индивид, с его личностным миром, непростой духовной организацией, вне зависимости от запросов, связанных с потребностям, которые остались нереализованными.
- Междисциплинарный подход – в этом подходе исследование ситуации индивида происходит с позиции разнообразных дисциплинарных и научных подходов, а в сложных ситуациях с учетом оценки всех остальных профессий, помогающих специалистам.