Социальная политика в области образования
Образование – это целенаправленный процесс, а также полученный результат воспитания и обучения человека. Образование направлено на то, чтобы передавать индивиду накопленный прежними поколениями комплекс знаний и культурный опыт.
Образование также – это одна из форм социализации индивида. Она протекает в нескольких типах среды, которые исследователи и специалисты группируют в две крупные подгруппы:
- Ценностно-ориентированная среда обучения;
- Методически организованная учебная среда.
Образование уже давно приобрело статус социального института. В первую очередь он предназначен для того, чтобы сохранить и передавать в дальнейшем достижения поколений. Эти достижения касаются не только массива знаний, но и ценностей, ориентаций, обычаев и традиций, которые лежат в основе образовательного процесса. Передача знаний и ценностей происходит в процессе обучения, поэтому в нем задействуют квалифицированных специалистов – педагогов и психологов, которые занимаются с теми, кому предназначаются знания. Специалисты с опытом работы очень важны в образовательном процессе, поскольку они могут найти подход к ребенку и учащемуся старшего возраста, могут учесть психологическое и психическое состояние, которое.
Сегодня образование – многосторонний и многоаспектный феномен, который включает в себя помимо самого процесса еще и результаты освоения знаний и навыков, норм и ценностей. На этой основе обеспечивается соответствующий уровень развития индивида как личности. Также образование – это еще и система, которая включает в себя образовательные учреждения различного уровня. Это школы и училища (лицеи), институты. Они отличаются друга от друга по уровню образования, а также по специализации подготовки учащегося. В России образование делится н начальное, среднее, высшее и послевузовское. Многоступенчатость обеспечивает непрерывность образования и гарантирует больше возможностей для самого учащегося.
Но образование нельзя грамотно и качественно реализовать, если отсутствует четкая стратегия и социальная политика государства. Социальная политика реализуется в области науки и образования, объединяя в себе все самые эффективные, доступные и современные способы обучения и повышения квалификации. Также социальная политика направлена на решение нескольких задач, которым она соответствует:
- Содействие в организации и эффективной реализации адаптации молодых людей к обществу, его реалиям, традициям и ценностям, и последующая адаптация к рынку труда;
- Противодействие асоциальным и разрушительным социальным процессам, которые могут быть потенциально опасными для общества;
- Поддержка системы специального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья, то есть поддержка и развитие инклюзивного образования.
Социальная политика РФ в сфере науки и образования
Социальная политика в сфере науки и образования в России ориентирована на то, чтобы образование стало доступным абсолютно каждому человеку. Государство должно содействовать успешному вхождению индивида в образовательные процессы и реалии. Качество образования должно быть высоким, иначе есть основания усомниться в том, что образовательная система соответствует всем вызовам современности.
В современном мире, и, в частности в современной России образование уже давно закрепилось в качестве одной из самых влиятельных отраслей социальной сферы. Она автономна, имеет относительную независимость и самостоятельность, но также сфера образования напрямую влияет на функционирование общества, на функционирование и развитие его отдельных сфер и отраслей. Одной из главных функций образования является культурно-просветительская и воспитательная. С ее помощью образование может оказывать влияние на духовную жизнь общества. Научно доказано, что общества, где превалирует число людей с высшим образованием, способны успешнее реализовывать свою деятельность, взаимодействовать с окружающими сообществами, а члены сообщества внутри группы тесно друг с другом связаны и не вступают в спонтанные конфликты.
Исследователи в России отмечают тенденцию к неуклонному становлению иной системы образования. Она ориентирована на вхождение российского общества в международное образовательное пространство. Это значит, что нормы и стандарты должны соответствовать общемировым, а также подразумевает то, что Россия теперь обладает всеми возможностями для демонстрации своего научного и образовательного потенциала. Чтобы международные образовательные процессы и социальная политика реализовывались еще успешнее, требуется разрешить несколько приоритетных задач. Например, обеспечить государственные гарантии на доступность каждого человека к образовательным ресурсам, независимо от его пола, возраста, социального статуса. Также следует создать устойчивую ценностную модель согласованного развития систем образования государств, которые планируют заключить долгосрочное сотрудничество. Соглашения гарантируют соблюдение всех требований и условий. Третья задача состоит в том, чтобы обеспечить так называемое опережающее развитие. Это касается общеобразовательной и профессиональной научной школы, послевузовского образования. Социальная политика в сфере науки и образования реализуется с успехом только при условии соблюдений всех требований и возможности прогнозирования последующих исходов реформирования образования. Гарантии дает само государство, но на локальных уровнях гарантии обеспечиваются учреждениями, ответственными за реализацию образовательных и культурно-просветительских функций.