Под парадигмой в современной научной литературе понимается принятый образец, эталон, объяснительная модель в той или иной области научного познания, производственной практики; общепризнанные научные достижения, которые на протяжении определенного периода времени представляют модель постановки проблем и путей их решения научному сообществу; обобщающая модель теоретической, методологической и прикладной научной и практической деятельности.
Подходы к пониманию образовательной парадигмы
На современном этапе развития педагогики в рамках данного направления научного познания представлены различные парадигмы, которые существуют параллельно, не исключая друг друга.
Под образовательной парадигмой в современной научной литературе понимается совокупность теоретических, методических, практических предпосылок, обуславливающих конкретные действия педагогов при реализации различных видов образовательно-воспитательной деятельности; предпосылок, которыми он руководствуется в качестве поведенческого образца, поведенческой модели.
Подходы к классификации современных парадигм социального образования
В современной научной литературе выделяют следующие парадигмы социального образования:
- когнитивная;
- личностно-ориентированная;
- культурологическая;
- функционалистская.
Когнитивная парадигма социального образования
В соответствии с когнитивной парадигмой, главной целью образования выступает формирование системы знаний, умений и навыков, отражающих социальный заказ.
Главным источником знаний является педагог, обучающийся рассматривается не как активный участник образовательно-воспитательного процесса, но как объект целенаправленного педагогического воздействия.
Личностные аспекты образования сводятся к формированию и развитию познавательных способностей, мотивации к обучению.
Задачи формирования всестороннеразвитой, гармоничной личности не ставятся, активность обучающихся не учитывается.
Учебные предметы рассматриваются как своеобразная «проекция» области научного познания, а дидактические материалы – в качестве дидактически интерпретированной системы научных знаний.
Главным индикатором эффективности реализации образовательно – воспитательного процесса выступают сформированные знания, умения и навыки, соответственно, основной акцент смещается на информационном обеспечении, а не развитии личности обучающихся. Более того, личностное развитие в процессе обучения рассматривается как «побочный продукт» целенаправленного педагогического воздействия.
В наиболее общем виде, педагогику, основанную на когнитивной парадигме социального образования, можно охарактеризовать как «знаниевую», традиционную, императивную, авторитарную.
Личностно-ориентированная парадигма социального образования
Принимая во внимание тот факт, что когнитивная парадигма образования на определенном этапе развития педагогики не смогла отвечать социальным ожиданиям и требованиям, в ее рамках возникла личностно-ориентированная, направленная на активизацию самостоятельной деятельности обучающихся, решение творческих задач, проблемное обучение и пр.
Системообразующим фактором данной образовательной парадигмы является неповторимая и уникальная личность обучающегося. Сущностью данного подхода выступает отношение педагога к воспитаннику как самостоятельной, творческой, активной личности, как к ответственному субъекту собственного академического, социального, профессионального развития, как к субъекту, актору образовательно-воспитательного процесса.
Таким образом, в современной педагогике осуществляется переход к личностно-ориентированным подходам, личностно-ориентированной парадигме социального образования, в центре внимания которой – восприятие личности обучающегося как активного участника образовательно-воспитательного процесса, развития и саморазвития.