Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Парадигмы социального образования

Определение 1

Под парадигмой в современной научной литературе понимается принятый образец, эталон, объяснительная модель в той или иной области научного познания, производственной практики; общепризнанные научные достижения, которые на протяжении определенного периода времени представляют модель постановки проблем и путей их решения научному сообществу; обобщающая модель теоретической, методологической и прикладной научной и практической деятельности.

Подходы к пониманию образовательной парадигмы

На современном этапе развития педагогики в рамках данного направления научного познания представлены различные парадигмы, которые существуют параллельно, не исключая друг друга.

Определение 2

Под образовательной парадигмой в современной научной литературе понимается совокупность теоретических, методических, практических предпосылок, обуславливающих конкретные действия педагогов при реализации различных видов образовательно-воспитательной деятельности; предпосылок, которыми он руководствуется в качестве поведенческого образца, поведенческой модели.

Подходы к классификации современных парадигм социального образования

В современной научной литературе выделяют следующие парадигмы социального образования:

  • когнитивная;
  • личностно-ориентированная;
  • культурологическая;
  • функционалистская.

Когнитивная парадигма социального образования

В соответствии с когнитивной парадигмой, главной целью образования выступает формирование системы знаний, умений и навыков, отражающих социальный заказ.

Главным источником знаний является педагог, обучающийся рассматривается не как активный участник образовательно-воспитательного процесса, но как объект целенаправленного педагогического воздействия.

Личностные аспекты образования сводятся к формированию и развитию познавательных способностей, мотивации к обучению.

Задачи формирования всестороннеразвитой, гармоничной личности не ставятся, активность обучающихся не учитывается.

Учебные предметы рассматриваются как своеобразная «проекция» области научного познания, а дидактические материалы – в качестве дидактически интерпретированной системы научных знаний.

«Парадигмы социального образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Главным индикатором эффективности реализации образовательно – воспитательного процесса выступают сформированные знания, умения и навыки, соответственно, основной акцент смещается на информационном обеспечении, а не развитии личности обучающихся. Более того, личностное развитие в процессе обучения рассматривается как «побочный продукт» целенаправленного педагогического воздействия.

В наиболее общем виде, педагогику, основанную на когнитивной парадигме социального образования, можно охарактеризовать как «знаниевую», традиционную, императивную, авторитарную.

Личностно-ориентированная парадигма социального образования

Принимая во внимание тот факт, что когнитивная парадигма образования на определенном этапе развития педагогики не смогла отвечать социальным ожиданиям и требованиям, в ее рамках возникла личностно-ориентированная, направленная на активизацию самостоятельной деятельности обучающихся, решение творческих задач, проблемное обучение и пр.

Системообразующим фактором данной образовательной парадигмы является неповторимая и уникальная личность обучающегося. Сущностью данного подхода выступает отношение педагога к воспитаннику как самостоятельной, творческой, активной личности, как к ответственному субъекту собственного академического, социального, профессионального развития, как к субъекту, актору образовательно-воспитательного процесса.

Замечание 1

Таким образом, в современной педагогике осуществляется переход к личностно-ориентированным подходам, личностно-ориентированной парадигме социального образования, в центре внимания которой – восприятие личности обучающегося как активного участника образовательно-воспитательного процесса, развития и саморазвития.

Дата последнего обновления статьи: 21.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot