Социальное положение молодежи
Молодежь – это социально-демографическая группа лиц определенного возраста (от 14 до 30 и более лет), характеризующаяся определенными социально-психологическими качествами и социальным статусом.
Период молодости характеризуется:
- определением своего места в жизни,
- выбором будущей профессии,
- выработкой жизненных ценностей и мировоззрения,
- достижением экономической независимости,
- выбора спутника жизни и создания семьи,
- формирования социально ответственного поведения.
Характерные черты социального положения молодежи:
- активный поиск места в жизни;
- переходность положения;
- высокая мобильность и динамичность;
- хорошие перспективы в профессиональном росте;
- освоение социальных ролей, связанных с изменением статуса (студент, работник, гражданин, семьянин и др.);
- существование молодежной субкультуры.
Молодым людям свойственны следующие социально-психологические качества:
- внутренняя противоречивость;
- неустойчивость психики;
- стремление выделиться из окружающих людей, отличаться от остальных;
- низкий уровень толерантности.
Молодежная культура
Молодежная культура выступает следствием процесса социализации. Ее истоки лежат в стремлении молодого поколения к самоутверждению, самосознанию, самореализации и самовыражению.
Для молодежной культуры характерны следующие признаки:
- в иерархии ценностей на первое место ставится нравственность (в общепринятой иерархии ценностей предпочтение отдается образованности и интеллекту);
- эмоционально-нравственное восприятие мира;
- резкое противопоставление хорошего и плохого, добра и зла;
- максимализм и категоричность в суждениях;
- нетерпимость к несправедливости, лжи, неискренности, лицемерию и равнодушию и т.д.
Молодежная культура включает в себя специально созданную культуру для молодежи, включая массовую.
Основные формы и виды социальной культуры молодежи обусловлены миром чувств и эмоций. К элементам молодежной культуры относятся:
- рок- и поп-музыка,
- сленг,
- внешний вид,
- одежда и обувь,
- способы развлечения,
- манера поведения и т.д.
Молодежная культура – это существующая наряду с другими субкультура, представляющая аморфное образование, способное распадаться на на множество течений и групп.
Молодежные группы и движения
Молодежь часто объединяется в неформальные группы, для которых характерно:
- развитие в конкретных социальных ситуациях на базе стихийного общения;
- независимость от официальных структур и самоорганизация;
- отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, обязательные для всех членов группы и направленные на придание особого социального статуса, на самоутверждение, обретение престижной самооценки и защищенности;
- определенная иерархия внутри группы, относительная устойчивость;
- выражение нехарактерных для всего общества стереотипов поведения, ценностных ориентаций, мировоззрения;
- атрибутика, показывающая принадлежность к данной группе.
Выделяют следующие молодежные движения и группы:
- Эпатажная самодеятельность. Характеризуется вызовом принятым правилам, нормам, канонам, мнениям в материальных (прическа, одежда и др.) и духовных (наука, искусство) формах жизни. Лица данной группы провоцируют на себя вызов агрессии со стороны окружающих.
- Агрессивная самодеятельность. Основывается на примитивных понятиях об иерархии ценностей, базирующихся на культе лиц. Характерны ограниченность и наглядность самоутверждения. Свойственна подросткам и лицам с минимальным уровнем культурного и интеллектуального развития.
- Альтернативная самодеятельность. Основывается на противоречащих общепринятым моделям поведения формам, становящихся самоцелью (кришнаиты, хиппи и др.).
- Социальная самодеятельность. Ориентирована на решение конкретных социальных проблем (движения «зеленых», экологические движения, движение за сохранение архитектурных памятников и т.д.).
- Политическая самодеятельность. Ориентирована на изменение политической ситуации или политического строя в соответствии с идеями группы.