Понятие «социальная инженерия»
Социальная инженерия сегодня является одним из распространенных понятий. Оно используется для обозначения метода получения необходимой информации, который опирается на особенности психологического состояния человека. Главная цель социальной инженерии – получить доступ к личной информации человека, о которой он не распространяется, считая ее конфиденциальной. К такой информации относятся паспортные данные, банковский данные и иные защищенные системы.
Термин «социальная инженерия» возник относительно недавно, но сам метод используется уже на протяжении более чем пятидесяти лет. Изначально он пользовался особой популярностью у сотрудников КГБ и ЦРУ для того, чтобы получить информацию о внутреннем государственном состоянии, а также о какой-либо государственной тайне. Не менее интересной для них представлялась информация о личной жизни какого-либо видного политического деятеля, депутата, и о жизни обычного гражданина, его доходах и расходах.
Сегодня социальная инженерия пользуется спросом не только у высокопоставленных лиц: мы сами не задумываемся, что используем этот метод, когда хоти заполучить какую-либо секретную информацию, которая изначально не предназначена для нас. Но важно осознавать, что социальная инженерия не всегда осуществляется как законный способ, а за получение конфиденциальной и личной информации о человеке, который пожелал скрыть ее, можно получить определенную меру наказания в соответствии с той, что предусмотрена законодательством страны, в которой человек совершил правовое нарушение.
Методы социальной инженерии
В качестве основных методов социальной инженерии принято выделять следующие. Во-первых, это претекстинг. Он представляет собой набор отработанных по заранее разработанному сценарию действий. В результате некоторых манипуляций жертва сама выдает всю необходимую мошеннику информацию или же совершает действие, которое от нее требует исполнитель. Наиболее часто данный вид атаки встречается в голосовых средствах. Например, шантаж или вымогательства через Skype, мобильный или стационарный телефон.
Второй метод социальной инженерии – фишинг. Это одна из наиболее распространенных тактик интернет-мошенничества, которая направлена на получение личной информации пользователей какой-либо систем. Сейчас наиболее популярен фишинг социальных сетей, где мошенники собирают личную информацию пользователей, а также имеют возможность проникнуть в систему личных сообщений, шантажировать друзей и родственников жертвы, вымогать деньги, притворяясь самим пользователем.
Также одним из видов фишинговых атак является поддельное сообщение (письмо), которое рассылается жертвам в виде платежных чеков или как официальное письмо от банка с требованием ввода персональных данных (пин-кодов от кредитных карт, логина и пароля от личного кабинета в банковской системе).
Зачастую в качестве мотивации для человека служит некоторая степень психологического давления со стороны мошенника: ему грозят заблокировать аккаунт, сломать систему, взломать социальные сети и распространить личную информацию на всеобщее обозрение.
Методы социальной инженерии, основанные на психологических особенностях жертвы
Безусловно, социальная инженерия выбирает те методы, которые будут оказывать влияние на жертву. Один из видов такого влияние – психологический. Сюда входят такие методы, как:
- Троянский конь – метод основан на таких чувствах, как любопытство, страх жертвы или иных негативных эмоциях. Злоумышленник отправляет жертве письмо, которое содержит некоторое послание. Например, «беспрецедентная акция», «бесплатное обновление антивируса», «денежный выигрыш» или угроза с компроматом на жертву. В письме содержится ссылка, нажимая на нее человек запускает на своем компьютере вирус, который будет использоваться для изменения данных в системе, а информация, собранная с личного аккаунта жертвы, будет затем использована с целью заполучить какую-либо выгоду (чаще всего, денежные средства с личных банковских карт и счетов жертвы);
- Кви про кво (иными словами, услуга за услугу). Эта техника предполагает личное обращение мошенника к жертве посредством электронного сообщения или звонка на телефон. Мошенник может представиться сотрудником технической поддержки и информировать жертву о наличии в системе ее компьютера какой-либо серьезной технической проблемы. Затем жертве сообщается о необходимости устранения неполадок, при этом она получает команды, которые вовсе не устраняют нарушение, а наоборот приводят к установке программного обеспечения, которое взламывает личные аккаунты жертвы и ворует информацию с них;
Существует еще один метод под названием "обратная социальная инженерия". Она предполагает, что не злоумышленник находит жертву, а наоборот – жертва попадает в такие обстоятельства, что сама обращается к злоумышленнику за так называемой «помощью». Например, жертва по электронной почте получает письмо с контактными данными «службы поддержки», которая может помочь решить человеку конкретную проблему. Пользователь в данном случае звонит или связывается со злоумышленниками самостоятельно, даже не подозревая, что может быть обманут.
Нередки случаи, когда злоумышленники и хакеры сами предлагают свои услуги за определенную денежную оплату. Например, мы можем видеть рекламу «Взломаю аккаунт в Вконтакте/Инстаграм/Твиттер/Фейсбук» или в иных популярных социальных сетях. Таким образом, человек оказывается обманут дважды: во-первых, он платит деньги и лишается их навсегда, а во-вторых услуга, за которую он внес плату, остается неисполненной. В этой ситуации, при обращении в полицию наказание может понести не только мошенник, но и сам человек, который обратился за данной услугой, так как он сознательно собирался посягнуть на личную информацию и пространство другого человека с целью заполучить