Понятие и показатели социальной эффективности
В трудовых отношениях коммерческой деятельности предприятий очень важную роль отыгрывает не только экономическая составляющая, но и социальная. Она отражает общий результат управленческой деятельности и способна охарактеризовать уровень использования теоретических возможностей члена организации для выполнения необходимых ей задач.
Социально-экономическая эффективность – это соотношение результата производства к затраченным на это производство ресурсам.
Социальный эффект проявляется в уровне жизни работников или членов конкретной организации. Чем выше экономическая составляющая – тем, соответственно, выше будет и социальная. Повышение уровня социальных показателей также способствует увеличению экономических. Когда человек удовлетворен и его устраивает его занятость, тип его работы и общие впечатления о ней, его продуктивность увеличивается. В свою очередь это способствует высокому росту экономических показателей.
Показателями социальной эффективности труда являются:
- Уровень жизни населения.
- Средний доход на душу населения.
- Индивидуальное развитие человека.
- Уровень образования в стране.
- Демографическое состояние.
Любой труд человека направлен на улучшение своего уровня жизни. Если человек, выполняя необходимые должностные задания и поручения способен улучшать свое финансовое положение, развиваться и поднимать свой уровень жизни, он будет доволен. При таких обстоятельствах серьезно возрастает продуктивность человеческого труда. Отсутствие недовольства снижает уровень конфликтности и повышает доверие к организации, что в свою очередь несет определенное положительное воздействие на экономику предприятия.
Экономическая эффективность производства
Производительность и фондоемкость труда, которая определяет экономическую эффективность, очень тесно соседствует с социальной эффективностью. Для исследования показателя эффективности труда в разных странах используется специальный показатель, который называется относительным средним доходом на душу населения. От его величины зависит состояние экономики и уровня жизни страны в целом.
Продуктивностью труда называется количество конечного продукта, который изготавливает один сотрудник конкретного предприятия за единицу времени. Чем выше этот показатель, тем лучше для предприятия.
Увеличение этого показателя является ключевым требованием любой успешной организации. Для этого используются разные приемы и методы, среди которых есть и методы социального воздействия. Обеспечение безопасности работы на предприятии, улучшение условий работы и жизни своих подчиненных, снижение конфликтности и обеспечение должным отдыхом – всё это способно положительно повлиять на продуктивность человеческого труда.
Очень важно также придерживаться социальной этики и социальных институтов, которые регулируют отношения в коллективе и помогают избегать многих конфликтных ситуаций. Они описывают нормы поведения в конкретных жизненных обстоятельствах и способны помочь решить и даже пресечь возникновение многих проблем. Наладив хорошую систему управления персоналом можно получить серьезный профит в итоге.
Повышение социальной эффективности труда
Как показывает практика, далеко не все организации и даже корпорации берут во внимание социальную составляющую и принимают должные меры по увеличению социальной эффективности. В свою очередь, это могло бы принести неплохие плоды. Есть разные способы увеличения этого показателя. К примеру:
- Обеспечение развития сотрудников и работников организации.
- Улучшение рабочих мест и контроль над безопасностью рабочего процесса.
- Увеличение уровня жизни подчиненных.
- Снижение уровня загрязнение окружающей среды.
- Снижение конфликтности в коллективе, грамотное руководство.
Очень важно поддерживать развитие членов организации. Именно это мотивирует их и дает стимул двигаться по карьерной лестнице. Это также положительно сказывается на их желании работы и на общем показателе удовлетворения своей занятостью.
Безопасность рабочего процесса позволяет дать людям гарантию сохранения здоровья и уменьшить текучесть кадров, что в свою очередь освобождает от многих проблем и улучшает положение дел организации.
Увеличивая уровень жизни подчиненных, корпорация может достичь более высокого доверия к себе со стороны партнеров или клиентов. В свою очередь, это снижает показатель текучести кадров и увеличивает шанс быстро найти хорошего работника в случае потребности.
Немалую роль играет также социальная этика корпоративных отношений. Она позволяет выработать определенные модели и рефлексы поведения в нестандартных и потенциально-конфликтных ситуациях. Изучение данной дисциплины способно повысить уровень осведомленности работников и уменьшить конфликтность в целом. Полное осознание своих действий в конкретной ситуации дает большую уверенность и способность критического мышления для рабочего.
Грамотное управление персоналом способно повысить продуктивность коллектива без увеличения времени работы. Своевременный отдых и снижение количества рабочих часов в неделю повышает уровень доверия и довольства членов организации.
Баланс между социальной и экономической эффективностью
В вопросах управления предприятием на коммерческом рынке очень часто решающим становится фактор получения прибыли. В таких условиях социальные аспекты могут просто не учитываться или не браться во внимание. При всем этом, их повышение способно серьезно изменить ситуацию. Очень важно обрести баланс между интересами социальной и экономической эффективностью.
При увеличении экономических показателей для сохранения прогресса их роста важно увеличить социальные показатели эффективности труда, обеспечить должные условия труда, найти подходящее технологическое обеспечение, обучать и повышать квалификацию своего персонала, увеличить уровень их отдыха и уровень жизни в целом. Всё это поможет увеличить удовлетворенность персонала и его мотивацию.
Данные действия дадут осведомленность того, что улучшение дел организации положительно влияет на положение дел их членов. Личная заинтересованность в этом дает возможность улучшать экономические показатели в будущем.
Результативность работы каждого отдельно взятого сотрудника зависит от его способности выполнять необходимые возложенные на него функции и задачи. Но для корректного и своевременного их выполнения необходима мотивация, мотив, с помощью которого человек будет заставлять себя работать.
В условиях увеличения эффективности труда, очень важно достигать выполнения норм выработки или обслуживания, не снижая при этом качество конечных товаров или услуг. Для достижения этого важно избегать текучести персонала и повышать социальные показатели эффективности в организации.
Уровень социальной эффективности менеджмента персонала определяется интересами работника и удовлетворением его потребностей. В качестве результативного показателя можно считать удовлетворение работой. Но этот параметр нельзя считать интегральным показателем эффективности. Нахождение баланса интересов социальной и экономической эффективности и является ключевой проблемой менеджмента персонала.