Под социализацией в современной научной литературе понимается процесс вхождения личности в общество, активного усвоения социального опыта, системы аксиологических модусов и социально одобряемых поведенческих паттернов, адаптации к требованиям общества, овладения навыками, необходимыми для успешной жизнедеятельности в данном обществе.
Успешная социализация личности способствует ее социальному развитию, оптимизации процессов самосовершенствования и самореализации, что, в конечном итоге, способствует усовершенствованию общества в целом.
Роль семьи в процессе социализации личности
Одним из базовых институтов, обеспечивающих успешную социализацию личности, выступает семья. Именно семье отводится приоритетная роль в процессах нравственного формирования личности, конструирования начальных представлений о социально-природной окружающей среде, нормах и требованиях социума, формирования навыков коммуникативного взаимодействия с окружающими. Главными каналами, по которым осуществляется социализация личности в семье, выступает любовь, авторитет, нравственная ориентация членов семьи, психологическая атмосфера. В результате положительного влияния семьи у личности формируется чувство защищенности, эмоционального благополучия, что обеспечивает личностное развитие.
В то же время, следует отметить, что в современном российском обществе семья поставлена в достаточно жесткие условия, многие семьи отмечают ухудшение материального положения, а нестабильность социально-экономической сферы приводит к неуклонному росту количества неблагополучных семей.
В условиях обеднения подавляющей части семей, увеличения бытовой и рабочей занятости взрослых членов семьи, роста безработицы, падения уровня жизни большая часть современных семей живет в тревожной психологической атмосферы, в ситуации роста конфликтности во взаимоотношениях, что приводит к дисфункциям семьи как социального института.
Подходы к классификации семей
В наиболее общем виде в современной научной литературе выделяют три вида семей:
- благополучные;
- неблагополучные;
- семьи группы риска.
В свою очередь неблагополучные семьи представлены следующими типами:
- конфликтная;
- педагогически некомпетентная;
- асоциальная;
- аморальная.
Социализация педагогически некомпетентных семей
Главной особенностью данного вида неблагополучных семей выступает отсутствие соответствующих педагогических знаний и навыков у родителей, что находит свое отражение в неконструктивном стиле воспитания. Другими словами, родители используют неэффективные методы воспитания, отказываясь от применения других по причине отсутствия знаний или желания.
Как правило, воспитание в таких семьях осуществляется либо в авторитарном стиле, либо при полном попустительстве, что существенно затрудняет процессы воспитания гармоничной, всестороннеразвитой личности. В такой семье зачастую отсутствует единство требований матери и отца.
Таким образом, главным средством социализации такой семьи выступает формирование системы адекватных педагогических знаний и навыков, способствующих выработке конструктивного стиля воспитания в рамках семьи.
Социализация конфликтной семьи
В подобной семье, как правило, царит атмосфера несправедливости, грубости, а зачастую – жестокости и насилия. Все члены семьи живут в атмосфере скрытого страха, напряженности, тревоги, отсутствия социальной безопасности. Само возвращение домой в подобную атмосферу зачастую становится стрессом для членов семьи.
Главным средством социализации конфликтной семьи выступает оказание социально-психологической помощи, направленной на снижение конфликтности, оптимизацию взаимоотношений между членами семьи, формирование навыков принятия других.
Таким образом, на современном этапе развития отечественного общества социализация неблагоприятных семей становится одной из наиболее актуальных задач общества, требующей вовлечения в процессы социально-психологической поддержки координированных действий со стороны органов власти, социальных, психологических и педагогических служб.