Теоретические концепции социализации военнослужащего
Военная служба сегодня является важным элементом жизни любого молодого человека в возрасте от 18 до 30 лет. Призыва в армию некоторые ждут с нетерпением, а некоторые наоборот боятся, пытаясь любыми способами избежать данную деятельность. Тем не менее, те люди, которые попадают в военную среду, отмечают, что она дает им большое количество новых знаний, а испытания лишь закаляют характер, делая человека бесстрашным. К тому же, военная служба действительно позволяет воспринимать ценности и нормы совсем иначе, а также предоставляет новые условия жизни. В этом и заключается процесс социализации в условиях военной службы.
Все процессы, которые происходят с военнослужащим в период службы, поддаются объяснению с точки зрения ряда концепций, а также их характерных черт. Во-первых, военная служба и процессы социализации личности в ее период отвечают гуманистическому направлению, и содержат в себе его ключевые черты (например, любовь к Родине, ответственность за свои деяния, выполнение прямых обязательств и как гражданина страны, и просто как человека). Во-вторых, в социализационном процессе офицера существует подход к оптимизации социализационного процесса. Сама социализация, в свою очередь, выступает как биологическая, психологическая и социальная целостность. Это значит, что во время военной службы человек должен задействовать все свои ресурсы, для того, чтобы успешно и эффективно пройти данный период своей жизни.
Отметим также, что в социализации военнослужащего принимают участие сразу две равнозначные составляющие взаимодействия. Во-первых, это вся совокупность особенностей индивида, его личностные, интеллектуальные и физические качества, ценности и нормы, которым он следует. Во-вторых, это военно-социальная среда, к которой военнослужащий адаптируется, а затем уже воспринимает с ее стороны все возможные воздействия.
Конечно, необходимо учитывать, что изначально процесс социализации нелинеен, и очень зависим от внешних факторов. Это касается и социализации личности в условиях военной службы. Социализационный процесс обладает относительной нестабильностью, а также неравновесной характеристикой. Несмотря на стремление к детерминации, а также к линейности, социализация военнослужащего по-прежнему самоорганизующаяся система с ярко выраженной хаотичностью. Этот подход был выделен авторами их базовых положений, на которые опирается синергетика.
Специфика социализации военнослужащего
Современные исследователи и специалисты пришли к выводу о том, что военно-социальные организации нуждаются во внедрении социальных технологий. Они рассматриваются в качестве программ, которые содержат в себе описание всего комплекса процедур и операций, для достижения поставленных целей и разрешения актуальных проблем, которые препятствуют продуктивной жизнедеятельности.
Специфичность самой военной среды определяет и в некотором роде специфичность процесса социализации в его условиях. Сегодня социализационный процесс военнослужащего нуждается в оптимизации. Ее сущность заключается в непрерывном активном поиске, разработке и внедрении новых методов социального воздействия в имеющихся условиях. Важно создать благоприятную среду для реализации такого взаимодействия, как «личность военнослужащего-служебная среда», поскольку именно оно обеспечивает успешную функциональность социализации и системы в целом.
Покидая пост, военную службу, человек все же выносит с собой весь накопленный опыт, который безусловно влияет на его мировоззрение. Поэтому взаимоотношения «офицер-военная среда» очень важны. Если адаптация и военная служба индивида проходила в неблагоприятных условиях, есть риск столкнуться с проблемами обратной адаптации в повседневную социальную и бытовую среду. Именно поэтому важную роль играет и личностная структура военнослужащего, и окружающая его действительность.
Оптимизация процессов социализации военнослужащих
Оптимизация процессов социализации в условиях поенной службы предполагает поиск наиболее универсальных решений наиболее актуальных проблем, с которыми сталкивается человек во время адаптации и последующей военной службы, а также во взаимоотношениях с другими военными и руководством.
На сегодняшний день исследователями сформулировано сразу два ключевых направления оптимизации социализационного процесса офицера:
- Личностное направление, которое затрагивает личностные качества и структуру мировоззрения и миропонимания человека. В данном направлении деятельность должна осуществляться в русле разработки и дальнейшего применения человековедческих технологий по оптимизации жизнедеятельности офицера во время службы;
- Средовое направление, охватывающее всю целостную совокупность институциональных (институт армии) и организационных условий по организации человеческой жизнедеятельности в условиях военной службы.
Человековедческие технологии проходят несколько основных этапов своего становления и делятся на три группы:
- Первая группа – это так называемые оптимизирующие технологии, которые ориентируются на биологические и физиологические особенности личности, а также на стремление к самосовершенствованию и внутренние ресурсы.
- Вторая группа – оптимизирующие технологии, нацеленные на сохранение психического здоровья и адекватности военнослужащего.
- Третья группа – комплекс технологий, которые способствуют формированию и развитию необходимых в военной службе качеств (общественных, социальных, военных и узкопрофильных). Узкопрофильные качества зависят от места службы человека, других военнослужащих и от социальной окружающей среды в целом.
Таким образом, социализация личности в условиях военной службы проходит под воздействием достаточно большого количества сторонних факторов. Специалистами выделяются особые технологии, которые направлены на оптимизацию процессов адаптации и дальнейшей социализации как во время военной службы, так и по ее завершению.