Социализация является двунаправленным процессом, включающим, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта посредством вхождения в систему социальных связей, социальную среду; с другой стороны, активное воспроизводство уже самим человеком системы социальных связей путем его активного включения в социальную среду.
Факторы социализации
На социализацию в той или иной степени определенное воздействие оказывают многочисленные факторы, воздействующие на сознание и поведение индивида.
При этом необходимо учитывать, что какие-то из этих факторов существуют с древнейших времен, какие-то возникли недавно, у одних - постоянный характер, другие постоянно меняются.
Формирование личности человека связано не только с процессом воспитания, но и зависит от различных обстоятельств его жизни, от того, с какими людьми он встречается в жизни (социальное окружение) и как складываются отношения с ними, от того, какова окружающая его социальная среда, каково его взаимодействие с ней, от степени активности самого человека в выстраивании своего взаимодействия с окружающим миром.
Данный процесс развития индивида во взаимодействии с окружающим его миром и является социализацией.
Три уровня факторов социализации
На формирование и развитие современного человека значительное влияние оказывает:
- все происходящее в мире, в стране и социуме (макрофакторы),
- то, в каком населенном пункте проживает и к какой национальной и культурной среде относится человек (мезофакторы),
- непосредственное и ежедневное влияние на формирование и развитие личности оказывают процессы и явления, происходящие в микросреде.
Особенности микрофакторов социализации
В отличие от макрофакторов, оказывающих влияние на человечество в целом, мезофакторов, влияющих на большие группы людей (нации, народы, классы), микрофакторы оказывают влияние на конкретного индивида. К ним принято относить семью, друзей – сверстников, ближнее окружение, родственников, воспитателей, учителей.
Микрофакторы влияют на развитие человека посредством так называемых агентов социализации, к которым относятся лица, непосредственно взаимодействующие с индивидом. В разные возрастные периоды состав агентов отличается:
- в детском и подростковом возрасте агентами социализации являются родители, близкие родственники: бабушки и дедушки, братья и сестры, друзья, сверстники, учителя, соседи;
- в молодом возрасте к их числу добавляются супруг или супруга, коллеги по учебе, работе, службе в армии;
- в зрелом возрасте сюда можно отнести уже и собственных детей человека,
- а в пожилом - и членов их семей.
Также к микрофакторам относят такие социальные институты как:
- неформальные группы – дружеские компании, группы по интересам, в них действует стилизованный механизм социализации;
- формализованные группы – группа, класс, кружок, творческое объединение, в них действуют институциональные механизмы социализации;
- социально-педагогические учреждения
- религиозные организации (это главным образом относится к верующим людям и членам их семей).
Соседство и микросоциум
Семья, дом рассматриваются в качестве первичной территории социализации человека. Следуя «географическому» принципу, следующая территория социализации - это ближайшее соседское окружение и микросоциум.
Под соседством подразумевается территориально близко проживающая группа людей (в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих домах в сельских поселениях), характеризующаяся межличностными связями различной степени интенсивности, некоторыми общими целями и совместной деятельностью (заботой о порядке, взаимопомощью и т. п.).
В зависимости от возраста соседство играет различную роль в процессе социализации. Для детей оно является не только средой жизнедеятельности, но и мощным фактором социализации. С возрастом для большинства людей соседство постепенно теряет социализирующее значение, оставаясь только местом жительства.