Ролевая теория личности
Ролевая теория личности – это один из подходов к изучению личности, в соответствии с которым личность описывается через усвоенные и принятые ею или вынужденно выполняемые социальные функции и образцы поведения, то есть роли. Такие социальные роли являются следствием ее социального статуса.
Основные положения данной теории сформулировал американский социолог и социальный психолог Дж. Г. Мид в своих трудах «Роль, Я и общество» и «Исследование человека». Дж. Г. Мид считал, что любой человек учится ролевому поведению посредством восприятия себя каким-то значимым для него лицом. Человек всегда видит себя глазами других и начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, или продолжает отстаивать свою роль.
Джордж Герберд Мид выделил три стадии в освоении ролевых функций:
- имитация, или механическое бездумное повторение, например, когда дети копируют поведение взрослого, не понимая его сути;
- ролевые игры – дети воспроизводят прежде видимое и понятное им поведение взрослых - в игре исполняют роли врача, продавца, военного и пр.;
- коллективные игры – дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, а всей группы. Например, каждый из игроков футбольной команды должен придерживаться правил и стратегии, общих для всей команды и вообще всех игроков в футбол. То есть, дети учатся оценивать свое поведение в соответствии со стандартами, которые были установлены другими со стороны.
Ключевое понятие «социальная роль» было разработано в начале ХХ века Э. Дюргеймом и М. Вебером, а позже развито Т. Парсонсом и Р. Липтоном.
Социальная роль – это образец поведения, который был закреплен, утвержден и отобран в качестве целесообразного для людей, находящихся на той или иной ступени социальных отношений.
Основные положения теории социальных ролей личности
Обычно социальную роль рассматривают с двух позиций: ролевое ожидание и ролевое исполнение.
Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, которая ассоциируется с рассматриваемым статусом, то есть типичное поведение, характерное людям данного статуса в рассматриваемой социальной системе. Иными словами, это поведение, которое ожидают окружающие, знающие социальный статус человека.
Ролевое исполнение – это фактическое, то есть реальное поведение человека, который занимает тот или иной социальный статус.
Чтобы проиллюстрировать воздействие ролевых ожиданий на поведение людей, стоит рассмотреть эксперимент Филиппа Зимбардо с «искусственной» тюрьмой.
Данный эксперимент начинался тем, что в одном успешном американском колледже повесили объявление о том, что нужны психически и физически здоровые студенты для участия в психологическом эксперименте. Эксперимент планировался продолжительностью 1-2 недели. Участников случайным методом разделили на заключенных и надзирателей, и вывезли в тюрьму, где надзиратели приступили к своим обязанностям. Они раздели и обыскали «заключенных» перед тем, как развести их по камерам, хотя это не было прописано в правилах эксперимента. Первые сутки прошли а спокойной обстановке, но уже на второй день эксперимента, ученые были вынуждены сдерживать излишнюю агрессивность и жестокость «надзирателей». На шестые сутки эксперимент прекратили из-за физических травм «заключенных».
В результате данного эксперимента сделали вывод, что функциональная целесообразность и социокультурные традиции предопределили поведение его участников. То есть ролевыми ожиданиями было обусловлено вполне типичное и узнаваемое поведение. Все приятельские отношения оказались разрушенными, когда студенты примерили разные социальные роли.
Стоит обратить внимание, что ролевые ожидания и ролевое исполнение никогда не могут быть тождественными, несмотря на тенденцию к достижению такого тождества.
В нормативной структуре любой социальной роли принято выделять четыре элемента:
- описание типа поведения, которое соответствует данной роли;
- предписания и требования, связанные с данным поведением;
- оценка выполнения предписанной роли;
- санкции, которые несут и негативный, и позитивный характер.
Любой человек в обществе человек выполняет массу социальных ролей. В связи с этим возникает ролевой конфликт.
Ролевой конфликт – это столкновение требований, которые предъявляются к человеку, возникшее из-за множества ролей, выполняемых им одновременно.
Основываясь на общем представлении о сути ролевых конфликтов, можно рассмотреть их классификацию:
- во-первых, конфликты различий в понимании своей роли самим человеком и окружающими людьми;
- во-вторых, конфликт различных аспектов одной и той же роли. Например, адвокат должен использовать все меры, чтобы оправдать подзащитного, но как юрист он должен наказывать правонарушителя;
- в-третьих, конфликт необходимости проявления требуемых для исполнения данной социальной роли личностных и профессиональных качеств, и противоположных ожиданий, которые предъявляют авторитетные и значимые для этого человека люди;
- в-четвертых, конфликт, который вызывается противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны разных людей. Например, от женщины ее непосредственный начальник требует обеспечивать высокую самоотдачу на работе, а муж – высокую самоотдачу дома;
- в-пятых, конфликты личностных качеств индивидов с ролевыми требованиями. Не секрет, что существует масса людей, которые занимают должности, для которых у них нет необходимого объема личностных качеств. В результате они вынуждены испытывать болезненную перестройку, то есть «переступать через самих себя».
Ролевыми конфликтами порождается ролевая напряженность, проявляющаяся различными житейскими и служебными неурядицами. В связи с этим необходимо знать отдельные способы снижения ролевой напряженности. Один из таких способов заключается в том, что отдельные роли признаны более важными, по отношению к другим. Например, в отдельных случаях следует выбрать, что более важно: работа или семья. Для женщины очевидным кажется выбор семьи, а для мужчин – работы.