## Социализация подростков
Социализация – это процесс формирования у индивида на протяжении определенного промежутка его жизни, набора социальных качеств. То есть, процесс овладения им языком и нормами общение, а также усвоения традиций и обычаев, социальных ролей, благодаря которым индивид превращается в дееспособного члена общества и участника социальной жизни.
Процесс социализации начинается с младенчества, но наиболее важным периодом считается подростковый. Именно в этом возрасте идет закладка основного базиса знаний о нормах социального поведения. Социализация не заканчивается никогда, так как жизнь быстро меняется, и человеку приходится усваивать все новые принципы поведения, но наиболее благоприятный период социализации – юность.
Одно из основных звеньев социализации – семья, хотя со временем, по мере взросления ребенка, родители теряют свою лидерскую позицию и их авторитет резко падает. Это происходит из-за расширения диапазона знаний и их источников, а также разных взглядов на жизнь. Подросток ищет определенное утешение и поддержку, которую недополучает со стороны родителей.
Интернет как институт социализации
Интернет – это определенная среда функционирования индивида, обладающая законами формирования внутренних отношений и собственным уникальным набором факторов, оказывающих влияние на личность.
Интернет, как и любая субкультура, формирует группы людей на основании общих интересов, стимулируя развитие межличностных отношений и обладает как положительными, так и отрицательными показателями воздействия на процесс формирования личности подростка.
Благодаря интернету можно найти работу, а также друзей, как новых, так и давно потерянных. Миллионы людей работают удаленно из дома, общаются с огромным количеством человек. Также интернет – самый огромный сборник информации, он дает возможность многое изучить, получить профессию или перевести свои навыки на более высокую ступень.
На основании всего этого можно выделить следующие положительные стороны использования интернета:
- отсутствие рамок общения;
- открытый доступ к любой информации;
- универсальное коммуникативное средство;
- возможность создать новый образ себя, найти друзей по интересам.
Негативное влияние интернета на подростков
Постоянное использование интернета вызывает ряд негативных моментов. Например, интернет-зависимость. Психологи отмечают, что подростки, выросшие играя в компьютерные игры и обмениваясь сообщениями, могут иметь ряд проблем – дефицит внимания и отсутствие социальных навыков.
Интернет-зависимость – это психическое расстройство, которое характеризуется большим спектром поведенческих проблем и в общем заключается в неспособности человека вовремя покинуть сеть, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда зайти.
Подростки, просиживая огромное количество времени за экраном компьютера, часто попадают в настоящую зависимость от этих развлечений. Зависимость становится такой сильной, что подростки могут идти на разбой и продажу собственного имущества, чтобы получить деньги на компьютерный клуб, новую игру или доступ к игровым навыкам. Это вызвано тем, что современные игры настолько высокого уровня, что играя подросток попадает в иную реальность. Большинство современных игр – сетевые и имеют технологию искусственного интеллекта, что, подкрепляясь реалистичной графикой, вызывает выброс адреналина, получение острых, ярких впечатлений.
Еще одна проблема постоянного пребывания подростков в интернете – виртуальное общение.
Постепенно подростки начинают заменять реальное общение виртуальным. Обычно этому подвержены замкнутые и необщительные люди, но к сожалению, виртуальное общение не способно полностью заменить реальное. Такое общение может нести прямую опасность, так как за никами в интернете могут скрываться педофилы, экстремисты и прочие преступники, а также вызывать проблемы социализации. Так как подросток, создавая свой образ в интернете, начинает полностью в него верить, общается с людьми, знающими только его виртуальный образ, он не может наладить отношения в реальности.
Постоянное сидение в интернете вызывает ряд проблем со здоровьем, и в первую очередь, нарушения зрения и осанки. Часто отмечается боль и онемение пальцев и правой руки. Такой синдром получил название «рука, держащая мышь». Работая за компьютером, обе руки человека постоянно согнуты в локтевых суставах, кисти находятся в напряжении, свисая над клавиатурой. Когда кисть долго находится в неподвижном напряженном состоянии, кровообращение в ней замедляется, снабжение кислородом тканей ухудшается. Это вызывает отек тканей и зажимание нерва. В результате отмечается болевой синдром, усиливающийся ночью и рано утром, в пальцах ощущается онемение и покалывание.
При исследовании общения подростков в социальных сетях, обнаруживается объединение подростков в группы, которые объединяются общей темой. Подростки в таких группах высказывают свое мнение на какую-либо тему.
Социализирующее влияние интернета подтверждается подростками и молодежью. Марченкова Н.Г. провела ряд исследований студенческой молодежи и выделила ряд положительных и отрицательных моментов интернета, как социального института:
- огромная информационная емкость;
- доступность информации на любые темы;
- возможность анонимно высказывать мнение на ту или иную темы;
- удобство;
- выбор информации;
- постоянный режим работы сайтов, а значит, непрерывный доступ к любой информации.
Подытоживая все, что было сказано выше, можно выделить следующие моменты негативного влияния интернета на подростков:
- вызывание интернет-зависимости;
- трата огромного количества времени;
- замена реальной жизни виртуальной;
- возникновение психических и физических проблем.
Таким образом, дать однозначную оценку влиянию информационных технологий на личность и ее развитие нельзя, ибо в нем существуют как положительные, так и отрицательные моменты.