Положение рабов в Греции
Рассматривая рабство в Греции, следует отметить, что раба там в принципе не считали за человека, и тем более за личность. Также на разные сферы жизни, в особенности на личную жизнь раба накладывался ряд ограничений:
- У раба не было семьи, его полностью лишали родителей и детей, которых также отправляли в рабство к другим господам или вовсе на другой континент;
- Если между рабом и рабыней складывались отношения, которые можно было классифицировать как брак, то со стороны господ такие отношения не признавались;
- Дети рабыни были приплодом и также оказывались в собственности у хозяина.
Таким образом, в Греции рабы находились в полной власти своего хозяина, любое уклонение от работы, а уж тем более попытка побега считалась серьезным нарушением, за которое раб получал наказания. Рабовладелец в целом мог заставить раба заниматься абсолютно любым трудом и ремеслом, мог продать его по своему усмотрению или убить, если раб нарушил правила, установленные господином.
Лишь в более поздние времена право на то, чтобы убить раба, было ограничено государством и законом. В некоторых регионах Греции был строгий запрет на убийство раба, но если все убийство случалось, то нарушителя вместо тюрьмы отправляли в военное изгнание, из которого он мог вернуться через время. Основное условие для возвращения: принести искупительную жертву и выплатить пострадавшему рабовладельцу так называемую «цену крови».
Рабы также не могли вести никаких самостоятельных дел, особенно если это казалось судебных разбирательств. Их показания не имели никакого веса, а порой добивались путем изощренных пыток.
Истязания рабов, подвержение их пыткам – это была обычная практика в Греции. Рабов заключали в темницы, где было невозможно сидеть, лежать или просто стоять. вытягивали на блоках, лишали пищи на продолжительное время, отправляли на самые тяжелые в те времена работы (мельницы или рудники). Если рабы пытались бежать, то их ловили и делали клеймо на лбу, что было самым унизительным для любого раба. Таким образом, все видели, что он в неволе и принадлежит другому человеку.
Специфика рабства в Греции
Как мы уже отметили, положение рабов зависело от региона их проживание. В Аттике к рабам относились крайне жестоко, их наказывали, клеймили, могли убить. В Афинах рабы находились в относительно лучшем положении, чем в других государствах Греции. Тем не менее, афинские власти опасались, что рабы могут пойти на крайние меры и устроить восстание, и это привело их к вмешательству во взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Как результат – запрет самочинных расправ над рабами, которые могли бы привести к усугублению сложившейся ситуации.
Некоторые исследователи отмечают, что отношение к рабам в Афинах было недопустимо мягким: рабы ощущали свои права и свободу, могли передвигаться по территориям, общаться друг с другом, вести самую обычную жизнь, что не укладывается в понимание рабства как такового. Рабов нельзя было бить и наказывать, при встрече с другими господами они вели себя очень свободно, что могло раздражать и вводить в заблуждение по отношению к социальному положению, которое занимает раб. Этого же мнения придерживались и афинские рабовладельцы, которые были возмущены, что власти предоставляют рабам такую свободу действий и волеизъявления.
Мы можем предположить, что в отношении к домашним рабам афиняне также проявляли большую гуманность, чем рабовладельцы из других регионов. Например, если рассматривать комедии Аристофана, то в них нередко можно встретить среди главных действующих лиц рабов, которые не просто ведут себя наравне со своими хозяевами, но и поучают их, преподают им какие-либо жизненные уроки, что в целом не укладывается в принципы рабства.
Тем не менее, подобные отношения складывались между государственными рабами и рабовладельцами. Частные рабы все же жили в более строгих условиях. У них не было свобод в волеизъявлении, они не могли просто так разговаривать со своим господином, если тот им не позволит. Наиболее частая практика – это применение суровых наказаний, а не установление братских и неформальных отношений.
Не исключено, что во многих комедиях и документах описывается возможная модель отношений раба и рабовладельца, но как таковой ее никогда не существовало. Тем не менее, усердная работа рабов, выполнение ими всех пожеланий и предпочтений хозяев привела к тому, что Греция стала одной из самых красивых и экономически развитых стран. Конечно, внутри страны все еще оставались противоречия в вопросе об отношении к рабам, но жесткость властей в периоды, когда нужно было улучшать состояние страны играла свою роль.
Если говорить о количестве рабов, то по приблизительным подсчетам, в Афинах треть всего населения составляли именно подневольные лица. Преобладали рабы-мужчины, которые были заняты в производстве. К слову, среди рабов было крайне мало стариков и детей. Значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было гораздо выше, чем их арифметическая численность. Историки подчеркивают, что если бы не рабы и их труд, не было бы такой греческой архитектуры, и в целом страна была бы запущенной и не самодостаточной.
Источниками рабов были:
- Военнопленные и отчасти захваченные в плен миряне, что было в целом самым распространенным источником рабства в мире;
- Продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники, которых отправляли в рабство за различные провинности.
Помимо того, рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов, так как они могли вступать в свободные отношения друг с другом. Дети рабов с самого рождения считались собственностью хозяина. Рабыни считались наложницами хозяина, в некоторых территориях Греции устраивали так называемые «питомники», в которых с рождения воспитывали детей-рабов, которых потом перепродавали с очень большой выгодой, ведь они уже были приучены к некоторым видам труда.