Специфика трудоустройства выпускников
Современное российское общество полно противоречий, вызванных сложными социальными и экономическими условиями. Выпускники вузов, которые только что получили диплом о высшем образовании, часто не могут реализовывать себя в качестве полноценных работников. Сейчас это не редкость, а скорее обыденность, но этот факт не успокаивает выпускников, а вызывает у них еще больше беспокойства и сомнений в том, правильную профессию они выбрали.
Сложившиеся обстоятельства связаны с весьма большой разницей между системой образования и реальными условиями, сложившимися в трудовом рынке. Так и получается, что выпускников с каждым годом становится все больше, а вот профессии их или не востребованные, или предложений по трудоустройству попросту нет. Если отталкиваться от мнения профессионалов, то современный рынок труда для молодежи находится на очень низком уровне. Даже несмотря на то, что сегодня появляется все больше возможностей для молодежи трудоустроиться и начать свою профессиональную деятельность как можно раньше, все же есть некоторые проблемы:
- Молодежь не знает, как можно реализовать себя;
- Отсутствует информация о том, как правильно нужно искать работу;
- Нет веры в себя и свои собственные силы.
С учетом того, что предложения рабочей силы на трудовом рынке рекордные, молодым сотрудникам, тем более без опыта работы непросто выдерживать конкуренцию. Более опытные коллеги всегда будут предпочтительнее, к тому же они могут предлагать не просто новые идеи, но и подкрепляют свои предложения в практическом эквиваленте. В связи с этим проблема трудоустройства выпускников вузов становится все более острой и актуализированной. Но представлена она в данном случае в более глобальном виде, а в частности у этой проблемы есть свои специфические характеристики, которые определяют ее как одну из значимых проблем современности.
Проблемы трудоустройства выпускников вузов
Число выпускников вузов, которые так и не смогли найти работу, постоянно увеличивается. Это обусловлено несоответствием, перекосом рынка труда. Выпускники выбирают профессии, которые являются или совершенно невостребованными, или слишком востребованными, из-за чего у них нет возможности найти работу и реализовывать свой профессиональный потенциал.
Причины такого положения также могут состоять и в иных обстоятельствах. Во-первых, выпускники относятся к неопытной социальной группе. Работодатели желают принимать на работу специалистов, которые имеют как минимум 1 год опыта работы. Но проблема состоит в том, что получить этот опыт негде – выпускников никуда не устраивают. Есть вторая проблема – несоответствие получаемых выпускниками профессий требованиям рынка труда. Раньше к востребованным профессиям относили юристов и экономистов, и очень многие стремились получать именно эти профессии, поскольку считали, что их спрос велик. Но на самом деле, что раньше, что сейчас высокий спрос еще не гарантирует трудоустройство. Важно не просто отучиться, но и иметь опыт в решении практических кейсов. Современный выпускник также должен уметь предложить интересную идею для развития своей организации, для ее процветания.
Следующее обстоятельство, которое препятствует трудоустройству выпускников – это низкий уровень оплаты труда. Связано это с тем, что у выпускников нет опыта работы, и высоко оценить их труд невозможно. Кроме того, есть работодатели, которые готовы полностью трудоустроить выпускника только после того, как он пройдет неоплачиваемую стажировку. Разумеется, нет 100% гарантии, что трудоустройство действительно состоится. Работодатели могут использовать бесплатную рабочую силу, а выпускники по итогу оказываются обманутыми. Личностные характеристики имеют свое значение – безработные выпускники имеют слишком высокую самооценку профессиональных качеств. Поэтому они претендуют на высокую оплату труда, хотя по факту сами не могут ничего предложить компаниям, и оказываются им не нужны.
Таким образом, проблема трудоустройства выпускников имеет комплексный характер. Сказывается текущая экономическая ситуация в регионе или стране, качество образования, личностные и профессиональные ориентации выпускников. Спрос на отдельные профессии не всегда соответствует предложениям, и поэтому крайне важно изначально со всей серьезностью относиться к выбору будущей профессии, изучать рынок труда, оценивать не то, насколько просто и быстро можно отучиться, а скорее то, будет ли выбранная профессия востребованной, и станет ли выпускник после окончания вуза недостающим звеном, которое впишется в цепочку деятельности компании.
Необходимо подчеркнуть, что неадекватное представление о будущей профессиональной деятельности, может стать серьезной проблемой.
Некоторые выпускники считают, что работа может даться очень просто, и что есть возможность иметь высокий заработок и признание, не имея достаточных навыков и стремления к саморазвитию. Но на практике все совершенно иначе. Мир активно развивается, увеличивается поток информации, и знания тоже должны расширяться. Приветствуется нестандартное мышление, гибкость и живость ума.
Чтобы выпускник имел базу для будущего трудоустройства, и образовательная организация, и будущие работодатели должны позаботиться о нем. К числу мероприятий, способствующих будущему трудоустройству выпускников, относятся: встречи студентов с потенциальными работодателями, организации экскурсий на предприятия, стажировки и практики, которые будут живым примером того, как выстраивается рабочий процесс. Образовательные организации могут заключать договоры с будущими работодателями, тем самым гарантируя трудоустройство хотя бы части выпускников. Развитию контактов с работодателями, содействию в трудоустройстве выпускникам призвано способствовать также создание базовых кафедр в вузах.