Российское предпринимательство
Предпринимательство в России имеет свои особенности. Важнейшей из них является то, что предпринимательство, несмотря на свою многолетнюю историю, в России все еще не до конца развито. По сути, и в СССР, и сейчас в России, предприниматель и его деятельности остаются нелегитимными. В последние годы предпринимаются попытки исправить это упущение и создать максимально комфортные и подходящие условия для того, чтобы предпринимательство прочно закрепилось в повседневности и в законодательстве.
Становление рыночной экономики в нашей стране и ее постепенное развитие вызвали изменения в социальной структуре общества, в частности, появление новых социальных и экономических слоев и социоструктурных образований. Речь в данном случае идет о:
- наемных сотрудниках (91,4% в структуре занятого населения);
- сотрудниках, работающих не по найму (8,6% в структуре занятого населения).
Среди людей, которые работают не по найму, чаще всего встречаются работодатели и самозанятые, члены производственных кооперативов. То есть, это все те люди, которые согласно определению Федеральной службы государственной статистики, называются «работодателями». В России предпринимательство, особенно производственное, находится в начальной стадии. Как показывает статистика и некоторые исследовательские данные, в России на сегодняшний день в производственном предпринимательстве занято примерно 4%. Финансовой деятельностью занимается около 3% занятых, а 93% - это непосредственные участники или организаторы коммерческой деятельности.
В России предпринимательство начало зарождаться в сфере торговли, а главным источником дохода долгое время являлась разница в ценах при покупке товара и его последующей перепродаже. Слой предпринимателей постепенно расширялся, что предполагало появление людей, которые изначально владели большими финансовыми ресурсами, причем большие денежные средства у них появлялись в кратчайшие сроки. На данном этапе эти условия в непосредственной производственной деятельности невыполнимы. На начальном этапе реформ быстрый рост новых предприятий происходил в сфере финансов, посредничества и торговли еще и потому, что именно эти сферы были недостаточно развиты с точки зрения стандартов рыночной экономики. В сфере производства удерживались сложившиеся организационные структуры. Преемственность и стремление сохранить уникальность российского предпринимательства диссонировалась с возможностями развиваться и создавать новые условия для становления и развития предпринимательства, которое должно было стать движущей силой российской экономики.
Почему предпринимательство в России развивается так медленно – это один из самых актуальных вопросов. Ответов на него много, например, есть мнение о том, что российскому бизнесу угрожает коррупция. Как показывают многочисленные исследования предпринимательской среды, практически каждый шестой бизнесмен сталкивается с открытым давлением со стороны властей. Предприниматели вынуждены или оставаться в бедственном положении, но не становиться жертвами коррупционных схем, или выплачивают и следуют требованиям, чтобы улучшить свои позиции и легитимировать деятельность.
Легитимация предпринимательства в России
Право на реализацию предпринимательства и предпринимательской деятельности возникло еще с момента государственной регистрации предпринимателя. Он обретает новый статус, а значит овладевает новым набором прав и обязанностей. Зачастую государственная регистрация предпринимателя – это одно из ключевых условий, благодаря которому он может реализовывать свою деятельность и имеет право на реализацию товаров или услуг. В случаях, предусмотренных законом, условиями осуществления предпринимательской деятельности являются государственная регистрация прав на имущество и сделок предпринимателей, получение разрешения на осуществление видов предпринимательской деятельности. Как правило, наличие лицензии защищает предпринимателя от нападок извне и повышает его статус в бизнес-структурах.
Государственная регистрация в сфере предпринимательства и легитимация предпринимательства – то работа государственных органов. Она реализуется с целью ведения учета субъектов предпринимательства, объектов, используемых в деятельности предпринимателей. Учитываются также и сделки предпринимателей. Деятельность позволяет одновременно контролировать законность и целесообразность работы предпринимателей и помогает регулировать конфликтные и противоречивые ситуации, которые в том или ином случае могут негативно сказаться на состоянии экономики, на безопасности других предпринимателей или людей, которые приняли решение воспользоваться предлагаемыми услугами и товарами.
Дополнительными условиями для реализации предпринимательской деятельности являются:
- получение специальной лицензии, которая предоставляет предпринимателю право заниматься бизнесом;
- членство в СРО;
- получение свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Соблюдение этих условий – еще один шаг к легитимации предпринимательства. Как показывает практика, в последние годы предпринимательство переживает сложные времена. Не до конца оформившаяся система имеет очень шаткое положение, появляется большое количество проблем и противоречий в деятельности. Однако следует понимать, что легитимация – это не только защита предпринимателей, но и защита обычных людей от некачественных товаров и услуг, которые могут быт предложены теми предпринимателями, которые имеют неподтвержденный статус. В связи с этим легитимация должна стать приоритетным направлением государственной политики.