Социология культуры как отрасль социологического знания
Социология культуры является одной из известных отраслей социологического знания. Она направлена на углубленный анализ социальных закономерностей в развитии культуры, а также на то, чтобы исследовать формы ее представлений, культурных норм и ценностей. Социология культуры ориентирована на то, чтобы выявлять основные образцы поведения отдельных индивидов или более обширных социальных групп, так как именно благодаря этим нормам и образцам регулируются практически все взаимодействия и отношения в обществе, а также отношения, которые складываются между обществом и природой.
Человек в рамках социологии культуры рассматривается и как субъект (то есть творец культурных благ), и как объект, для которого производятся культурные блага, и которые он использует для удовлетворения своих интересов и потребностей.
На современном этапе развития социология культуры рассматривает культуру через призму многообразия складывающихся социальных отношений, а также через социальную структуру самого общества.
Исследователем, который ввел в научный оборот понятие «социология культуры», стал Макс Адлер. В начале 20 века он считал, что ключевая задача этой дисциплины заключается в том, чтобы более углубленно изучить два основных аспекта:
- Механизмы возникновения культурных ценностей;
- Механизмы функционирования культурных ценностей;
- Воздействие культурных ценностей на общество;
- Воздействие культурных ценностей на групповое поведение отдельного индивида.
В структуре социологии культуры принято выделять достаточно большое количество актуальных подотраслей, а также более сотни научных школ и тематических направлений, анализирующих этот феномен с самых разнообразных точек зрения. Деятельность по проведению эмпирических исследований также активизировалась именно в начале 20 века, и к сегодняшнему дню их насчитывают более тысячи. Стоит отметить, что далеко не все отрасли социологии охватывают такой широкий тематический горизонт и могут глубоко познавать окружающую действительность.
Социология культуры – это отрасль, которая возникла на пересечении нескольких значимых научных направлений и сфер, среди которых такие, как:
- Культурология;
- Антропология;
- Социология.
Социология культуры акцентирует внимание на изучении всего широкого спектра культурных процессов и явлений, а осуществляется это изучение благодаря опросам общественного мнения, реализуемым с помощью различных социологических методов. Эта отрасль знания все еще формируется, даже несмотря на то, что имеет достаточно давнюю социологическую традицию изучения социальных и культурных феноменов окружающей действительности. Среди наиболее известных социологов и культурологов мы можем выделить таких, как О. Шпенглер, Г. Зиммель, М. Шелер, Т. Адорно, К. Мангейм, П. Бурдье и многих других. Они акцентировали внимание на исследовании разнообразных сфер жизни человека, в которых особым преимуществом обладала именно культура.
Предметное поле социологии культуры
Предмет социологии культуры принято рассматривать в двух основных смыслах: в более широком и, соответственно, в узком смысле.
В широком смысле под предметом социологии культуры понимают любые процессы и явления, а также совокупность норм, сообществ и социальных институтов, которые формируются и существуют в обществе и имеют какое-либо отношение к культуре. Также они рассматриваются с точки зрения своего участия в культурной деятельности, а также в том смысле, что в самих этих группах осуществляют свою деятельность социальные группы людей, занимающие некоторые социологические позиции и проявляющие свое отношение к культурным и социальным нормам, традициям и обычаям.
В узком смысле предмет социологии культуры охватывает лишь те явления и процессы, события и группы, социальные институты, которые формируются и реализуются не в обществе в целом, а лишь в одной из его сфер (конкретно из всех четырех сфер наибольший интерес представляет культурная). Культура в рамках социологии рассматривается под достаточно специфическим углом: культура – это образ жизни, который ведет большая масса людей, поддерживающих обычаи и традиции.
Социология культуры в большей степени заинтересована в том, чтобы провести исследования в молодежной среде. Здесь интерес представляет то, почему молодежь предпочитает те или иные музыкальные жанры, почему смотрит то или иное кино, как относится к классической литературе и живописи. Что касается исследований старшего поколения, то здесь стоит вопрос о том, почему пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства, а также зависит ли привлечение к тому или иному культурному направлению от возрастных особенностей человека.
Таким образом, культура, рассматриваемая с социологических позиций – это совокупность не только материальных, но и нематериальных (духовных) ценностей, которые отражают наиболее характерные черты данного общества, а также народа и группы.
Соответственно, в рамках социологии культуры выделяют несколько направлений: материальная и нематериальная культура. Материальная культура – это совокупность артефактов, символов, украшений, знаков, храмов, произведений искусства. Нематериальная культура – это традиции и обычаи, нормы и ценности, верования и нравы населения, ритуалы, колдовство.
Социология культуры сегодня – одно из активно развивающихся и актуальных направлений, поскольку в нем отражается вся динамика развития общества, его особенности, интересы и потребности, выражаемые в новых социокультурных формах. Культура занимает очень важное место в исследовании различных социальных групп и сообществ. Отдельный индивид может стать носителем уникальной культуры и культурных ценностей, поэтому его взаимоотношения, деятельность – все это становится предметом изучения социологии культуры.