Инвалиды как социальная группа
Термин «инвалид» в его буквальном переводе означает «неполноценный», «малопригодный». В России данное слово употребляется еще со времен Петра Первого в отношении военнослужащих, которые потеряли свою боевую способность в связи с увечьями, ранениями или заболеваниями, которые они получили во время ведения боя с врагом. В Европе также изначально этот термин относился только к военным, и лишь позже начал относиться ко всем лицам, которые обладают какими-либо физическими отклонениями или недостатками, а также психическими заболеваниями.
Государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями, которую мы можем наблюдать сегодня – это прямой результат ее развития, которое продолжалось в течении более чем двухсот лет. В большей степени государственная политика отражает историю развития инвалидов как социальной группы, культуру общества в отношении людей с ограниченными возможностями, а также социально-экономическую политику на различных этапах развития общества.
Если говорить конкретно о Российской Федерации, то в Федеральном законе от 20 января 1995 года («О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») сформулировано определение понятия «инвалид».
Согласно ему «инвалид» - это человек, который имеет конкретные нарушения здоровья, что привело к дисфункциям всего организма в целом. Расстройство функций обусловлено заболеваниями, а также травмами, их последствиями, врожденными или приобретенными дефектами. Все это приводит к ограничению в нормальной жизнедеятельности и вызывает необходимость его социальной защиты со стороны государства и общественных организаций.
Что касается ограничений жизнедеятельности, то это может быть как полная, так и частичная утрата человеком его способности или реальной возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельное передвижение по территории, ориентацию на местности, общаться с другими людьми и социальными группами, а также в целом контролировать свое поведение в соответствии с заранее установленными в обществе законами и социальными нормами.
Авторы, имеющие инвалидность, сами создали социальную модель, согласно которой они – такие же полноценные граждане своего государства. При этом проблема инвалидности – это не патология, связанная с наличием физического недостатка: это связь человека с окружающей его средой и людьми, которые не имеют отклонений. Таким образом, перед государством встает задача организации максимально комфортных условий, в которых люди с инвалидностью будут чувствовать себя «своими», без ущемлениях их прав и свобод, как гражданских, так и личных (право на перемещение, общение с другими социальными группами). К сожалению, не всегда политика срабатывает в нужном русле, и до сих пор инвалиды сталкиваются с таким явлением, как дискриминация.
Дискриминация в отношении социальной группы инвалидов
В современном обществе инвалидность ассоциируется со словом «болезнь». То есть, в первую очередь человек рассматривает другого не как такого же, равного себе: он акцентирует внимание на его недостатке. В связи с этим отношения к инвалидам у части граждан достаточно скептическое, негативное и очень подозрительное. Чаще всего люди, которые имеют какую-либо группу инвалидности, сталкиваются с двумя видами дискриминации:
- Косвенная дискриминация;
- Институциональная дискриминация.
Человек, попадая в специальное учреждение, где его содержат и предоставляют уход, определенным образом оказывается изолирован от всего остального мира. Основная причина, конечно же, его инвалидность. Система образования также достаточно жестко относится к инвалидам: дети, страдающие от определенных отклонений, вытесняются из обычных школ в специализированные интернаты. Таким образом, их лишают очень важной части их жизни: общения со здоровыми детьми. В нашем обществе принято считать, что человек должен находиться в среде себе подобных, потому что среди «нормальных» он выглядит пугающе. Но на самом деле дела обстоят наоборот: общение инвалидов и полноценных людей – это важный шаг. Таким образом инвалид социализируется, чувствует себя таким же нормальным человеком, а люди, наоборот, в общении с инвалидами воспитывают в себе чувство толерантности, солидарности и сочувствия.
В России проблема инвалидности достаточно актуальна. И связано это не только с мировоззрением большинства населения и их отношением к людям с ограниченными возможностями: все исходит из высшей законодательной системы. Так, законодательство Российской Федерации в большей степени ориентировано не на обеспечение равных прав и свобод, а также полноценного участия в социальной жизни. Оно ориентировано на традиционный подход, на защиту инвалидов от социума. Но это не поможет, пока политики не поймут, что инвалидов нельзя прятать от общества: их нужно внедрять в него, делать такой же частью, как и все остальные.
Если в европейских странах в данном вопросе сделали большой шаг вперед, то у нас еще все впереди. Необходимо создание специальных условий для инвалидов и внедрение их в общую социальную среду. Важно сделать доступными практически любые социальные институты: образование, наука, культура, политика. Только так возможно вырастить новое поколение, которое не будет отворачиваться от инвалидов, или одаривать их презрительным взглядом.
Различного рода антидискриминационные нормы помогут обязать частный сектор соблюдать права и свободы инвалидов, а также создавать те необходимые условия, в которых будут доступны товары и услуги, ранее не предназначенные для людей с ограниченными возможностями. Также конструкция по запрету дискриминации более эффективна с точки зрения защиты прав инвалидов, так как, в отличие от так называемых «позитивных мер», в этом случае будет гораздо проще доказать нарушение прав и свобод (субъективного права конкретного человека). Также именно антидискриминационные меры позволят перенести ресурсы от сегрегации к инклюзии. Уже сегодня можно отметить, что эти меры предприняты в рамках образовательного процесса (инклюзивное образование).