Сущность социологии М. Вебера
Макс Вебер вошел в историю как один из самых выдающихся социологов. Он изучал общество с точки зрения человеческого поведения и предполагал, что человек реализует свои действия и поступает тем или иным образом не потому, что ориентирован на внешние факторы. Причина его действий состоит в понимании процессов и явлений по-своему, в соответствии с ценностными установками и жизненными ориентациями.
Поведение человека, по мнению М. Вебера, необходимо изучать с точки зрения понимания и примерки обстоятельств ситуации на самого себя. Только так можно осознать, почему человек поступил определенным образом, а также переосмыслить собственные действия. Социолог выдвинул предположение о том, что ключевой аспект социологии – это факторы и элементы человеческого поведения, выраженные в:
- намерениях индивида в определенных социальных условиях;
- ценностях человеческой личности;
- убеждениях в отношении процессов и явлений, которые регулярно происходят в обществе и сказываются на состоянии личности;
- мнениях в отношении тех или иных жизненных ситуаций.
Для того, чтобы полностью понять природу человеческих действий, требуется понять самого индивида. По сути, концепция понимания по М. Веберу – это метод, который позволяет интерпретировать процессы и явления, в которых главным героем стал человек. Интерпретация реализуется через социологические методы, поскольку человек – существо социальное, со своим мировоззрением, смыслами, пониманием и поведением. В особой степени любые действия других сказываются на человеке, но мировоззрение каждого уникально и неповторимо. Это же касается и внутреннего мира любого человека, его физических способностей и интеллекта.
Социологическое понимание как метод состоит в том, что социолог пытается мысленно встать на место другого человека. Тем самым он предпринимает попытки понять эмоциональные и рациональные причины и принципы, которые двигают человеком при реализации тех или иных действий. Сам социолог должен абстрагироваться от собственных субъективных суждений и установок, отключить свое «Я» и стать другим лицом.
Это умозаключение стало причиной, по которой М. Вебер в свое время неоднократно подчеркивал: смысл социологии состоит в изучении общества. изучение общества – это углубленный анализ и исследование индивидов, их внутреннего мира, осмысление их мотивов и поступков. Также анализ общества позволяет найти рациональной объяснение практически любым явлениям и процессам, которые происходят в обществе. Главное – умело интерпретировать происходящие, знать, в какой момент лучше организовывать методику и использовать ее составляющие.
Отсюда вывод исследователя о том, что социология должна отбросить любые субъективные оценки и попытки изучать эмоции человека, а должна стать рациональной наукой, которая будет направлена на постижение смысла социального действия. Важной миссией социолога является освоение понятийного аппарата с его многообразными конструкциями, которые позволили бы социологической науке выделять смыслы, ранжировать их, анализировать каждый в соответствии с набором требований и качеств.
Методологические инструменты в работах М. Вебера
С. Вебер стал одним из первых социологов, кто очень глубоко рассматривал социологические особенности разнообразных явлений и процессов. Также М. Вебер уделил особое внимание человеку. Выявив несколько методологических инструментов для анализа, М. Вебер выбрал один наиболее адаптированный конкретно под его теорию – это понятие «идеальный тип. Согласно работам М. Вебера, идеальным типом называют особую теоретическую конструкцию, которая предназначается для выделения наиболее влиятельных и значимых характеристик. Ими обладает любая человеческая реальность, и все теоретические конструкции очень разнообразны.
Идеальный тип феноменален, он конструируется на основании теоретической схемы. Для разработки схемы требуются дополнительные знания и опыт в изучение отдельных отраслей. Можно сказать, что идеальный тип во многом утопичен. Утопия создается самим исследователем, и в реальности она формироваться не может. Но благодаря понятию «идеальный тип» перед ученым открываются новые перспективы и возможности, особенно когда речь идет об изучении конкретных исторических событий и ситуаций. Применяются измерительные планки, разработанные заранее. Планки могут быть фиксированными, а могут адаптироваться под конкретные социальные задачи и условия.
Идеальный тип является конструкцией для реализации ценностного независимого исследования. Социолог выступает в качестве эксперта, который полностью свободен от субъективности. Он не опирается на личное мнение, а также не зависит от интересов и желаний, которые в любой другой ситуации и в любых иных условиях могли бы как-то повлиять на конечный результат. Субъективное восприятие всего происходящего – это важная черта любого исследователя, поэтому М. Вебер уделяет этому особое внимание.
Таким образом, М. Вебер внес большой вклад в развитие социологии как науки. В частности, он ввел несколько понятий:
- понимающая социология;
- идеальный тип.
Благодаря понятиям сам М. Вебер и его последователи рассматривают социологию с нескольких точек зрения. Социология объявлена научной дисциплиной, которая ориентируется на глубокий анализ человеческого поведения с точки зрения его мнения, интересов, мировоззрения, установок и намерений. Они являются движущими силами в деятельности индивида. Идея в современной науке оказала особое влияние на развитие других общественных и гуманитарных наук, в особенности религиоведения, социологии по разнообразным направлениям.
Стоит отметить, что ученому принадлежит теория отношений объективности и субъективности. В ее рамках он различает несколько понятий: социальное действие и социальное поведение. Понятия актуализированы и сегодня, многие последователи М. Вебера утверждают, что благодаря этим терминам можно осуществлять критический обзор процессов и явлений, реализуемых индивидом.