О личности Макса Вебера
Максимилиан Карл Эмиль Вебер, известный нам, как Макс Вебер, является немецким социологом, философом, историком, а также политическим экономистом. Идеи данного учёного оказали значительное влияние на развитие различных отраслей наук, в том числе и политологии, социологии. Маркс Вебер выступает в качестве одного из основоположников социологии, так как подробно занимался изучением данной науки. Также Макс Вебер занимался изучением такой науки, как экономики. Он работал в величайших институтах своего времени, в частности, в мюнхенском, венском, фрайбургском, берлинском и иных. Он воспитал известных учеников, являлся научными руководителями современных деятелей, а также известен в качестве создателя понимающей социологии.
Рисунок 1. Максимилиан Карл Эмиль Вебер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Политическая социология
Вебер занимался изучением так называемой политической социологии, так как был достаточно близок к социологическим наукам. В частности, данным ученым был введен в оборот такой термин, как социальное действие. При этом любые социальные явления изучались и с точки зрения эмпирических методов. Рассматривая какие-либо социальные явления, учёные стремятся распознать не только цель происходящего, но и смысл, вопросы вовлечения индивидов каких-либо правоотношения.
Он основал такие явления, как и рационализация, секуляризация и другие. Особенно интересны были его взгляды на соотношение социологии, экономики и религии. В частности, он видел особую связь данных наук с религией, связывая с ней также и момент возникновения общественных отношений, особенно касающихся распределения труда и создания капиталистической формы хозяйствования. Впоследствии данные ученый изучал религиозные системы других стран, стремясь связать их с экономикой.
Политику он рассматривал как призвание и профессию, выделив ее в качестве особого государственного института. Вебер также определил, что только политика, только власть обладает особой монополией, а именно монополией в сфере применению насилия. Данный ученый впервые выделил типы власти общества, подчеркивая различие данных типов. В какой-то мере Вебер дал начало изучению такого явления, как демократия, так как его работа активно освещала данные темы.
Вебер как ученый и общественный деятель пытался также баллотироваться в немецкий парламент, участвовал в консультировании комиссии по разработке Конституции ФРГ.
Вебер считал, что имеющаяся реальность представляет собой некоторый хаос, и всё, что имеется в нем, состоит в этом хаосе. Власть дает возможность обществу несколько упорядочить данный хаос за счет создания упорядоченных отношений власти и подчинения.
Макс Вебер считал, что та система, которая была предложена Кантом, устарела для современного мира и является уже не актуальной. Он рассматривает другие системы, в том числе и противоречащие учениям Канта. Некоторое вдохновение для Макса Вебера имели работы Карла Маркса, которые изучали социализм. Ученый указывают, что конфликт между сословиями неизбежен, человечество никакими способами не сможет его избежать. Интересным является тот факт, что несмотря на то, что Вебер активно изучал влияние религии на развитие экономической и иной ситуации в стране, сам он не скрывал свои светскости.
Социология как особенность учения Вебера
Макс Вебер разрабатывал различные теории, регламентирующие политическую социологию. Политическую направленность придавало ей изучение таких явлений, как:
- государственность;
- конструкции, из которых построено государство;
- их основные характеристики и черты;
- иные значительные положения данной области.
Основной чертой любого политического социолога является выявление идеального типа государства, выступающего в качестве идеальной теоретической государственный конструкции, характеризующей такой социальный феномен, как государство.
Модель идеального государства выступает в качестве так называемых утопий, то есть по факту несуществующего явления. Такие явления не имеют аналогов в действительности. Все исследователи, политические деятели стремились найти политическую утопию, выдав какие-либо несуществующие идеи в качестве политической идее об идеальной жизни. Например, таким приемом пользовалась коммунистическая партия.
Вебер разработал также такое понятие, как целерациональное действие. В частности, он обращал внимание на действия индивида в качестве субъекта осмысленного целеполагания. При этом действие он также обуславливает психологией индивидов.
Вебер также изучал и следующие положения:
- исследования феномена власти;
- оценка феномена западноевропейского капитализма;
- учет творческого потенциала.
Как социолог, Макс Вебер изучал предмет социологии, определяя его в качестве поведения. В частности, он изучал различные общественные сферы, государство, общественные организмы вне деятельности людей. В частности, им были определены следующие типы идеальных социальных действий, характеризующиеся следующими признаками:
- наличие четко поставленной цели (целерациональность);
- наличие побуждения, которое возникает вследствие влияния какой-либо ценности (ценнорациональность);
- ориентация на обычаи (традиционность);
- сильное влияние чувств (аффект).
Отличие от марксистской теории в данном случае заключается в том, что Макс Вебер обращает внимание на мотивы, чувства людей, влияющие на осуществление ими той или иной деятельности.
Идея Вебера заключается именно в рационализации общественной жизни, что выступает также в качестве признака ее развития. Он видел переход от аграрного общества к индустриальному, связывая с этим основы бытия.
Вебер также интересовался вопросами управления людей, а также управление государством, то есть изучал различные виды власти, как политической, так и государственной. При этом он отвечал явлениям власти и господства, делая между ними определенные различия. В частности, власть должна обладать таким обязательным признаком, как легитимность распоряжения.