Понятие и характеристика социальных групп
Социальная группа – совокупность людей с общими интересами и нормами поведения, складывающимися в пределах какого-либо общества. Социальная группа – структурная единица социологии, она обеспечивает выживание индивида.
Об уровне социальной зрелости группы можно судить по ее показателям: организационное и психологическое единство, нравственная направленность деятельности, подготовленность.
О степени развитости группы можно говорить по виду группы: диффузная (структура не развита), ассоциация, кооперация (конкретная цель, четкая структура, единство деятельности); команда, или коллектив (ответственность, хорошая организованность, открытость, эффективность решения поставленных задач, информированность, умение принять новичков, высокое психологическое единство); корпорация (эгоистические проявления группы).
В группе может наблюдаться формальное или неформальное распределение ролей.
Формальные группы имеют назначенного лидера, формально определенную структуру ролей членов группы, позиций и должностей внутри группы, формально закрепленные за ними задачи и функции.
Для формальных групп характерны следующие особенности: они рассчитаны на лиц, отношения между которыми устанавливаются инструкциями; рационализм - в основе существования группы лежит принцип целесообразности, осознанного продвижения к заданной цели.
Между членами формальной группы устанавливаются только служебные связи и взаимоотношения, действия группы предопределены функциональными целями.
Формальные группы могут носить регулярный характер, быть постоянными, а могут создаваться для решения конкретной целевой задачи.
Неформальные группы формируются в соответствии с интересами, общими симпатиями, привычками и увлечениями и т.д. Для неформальных групп характерны: неписанные нормы поведения и правила; определенное распределение позиций и ролей; наличие лидера; способность оказывать значительное воздействие на членов группы.
Классификация социальных групп
Социальные группы классифицируют по ряду признаков:
- по величине – малые, средние и большие;
- по генезису – естественные (появляются в результате развития общества) и лабораторные, или статистические, условные (возникают искусственным путем);
- по времени существования – стационарные и случайные (толпа);
- по составу – гомогенные и гетерогенные;
- по характеру контактов – первичные (малочисленные группы с тесными межличностными контактами, здесь проходит первичная социализация); вторичные (безличностный характер отношений);
- по значимости – референтные, индеферентные, антиреферентные;
- по степени регламентации – формальные и неформальные;
- по уровню развития – низкого или высокого уровня.
К формальным группам относятся: вертикальная, или линейная организация – объединяет ряд органов так, что каждый из них располагается между двумя другими (нижестоящим и вышестоящим), руководство сосредоточено в одном лице; штабная организация – наличие в группе штаба экспертов, советников, консультантов и помощников, не включенных в систему вертикальной организации; функциональная организация – руководство представлено рядом лиц, реализующих определенные функции.
Среди неформальных групп выделяют: организации, в которых неформальные служебные отношения несут производственное содержание (существуют одновременно с формальными организациями); социально-психологическая организация в основе которой лежат межличностные связи, стихийная общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций (любительские группы, товарищеские отношения, отношения лидерства, престижа, симпатий и т.д.).
Особенности социальных групп
На деятельность индивида оказывают влияние группа и ее особенности:
- Социальная фасилитация – процесс, при котором присутствие других людей повышает активность человека.
- Социальная ингибиция – процесс, при котором присутствие других людей снижает активность человека.
- Конформизм – явление, при котором человек с легкостью меняет свое мнение под действием других людей, «растворяется» в группе.
- Интегративность - общность, единство, слитность членов группы.
- Референтность – степень принятия групповых эталонов членами группы.
- Микроклимат группы – указывает на самочувствие каждого отдельного индивида в группе, комфортность нахожде¬ния в группе, удовлетворенность ей.
- Направленность – социальная ценность групповых мотивов деятельности, целей, ценностных ориентаций и норм.
- Организованность - способность группы к самоуправлению.
- Интеллектуальная коммуникативность – свойство, отражающее характер межличностного восприятия, нахождение «общего языка», установление взаимоотношений.
- Эмоциональность – преобладающий эмоциональный настрой группы, межличностные связи эмоциональной природы.
- Волевая коммуникативность – надежность группы в экстремальных условиях, способность противостоять препятствиям и трудностям.
- Интеллектуальная коммуникативность – способность отражать природу межличностного восприятия, установление взаимоотношений.
Особенности деятельности группы определяются лидером группы. Лидерство может быть реальным (заслуженное собственным авторитетом) и номинальным (лидер назначается руководством).
Виды лидерства: демократическое (уважение коллектива); авторитарное (единоличное принятие решений); либеральное (лидер, как правило, назначен формально, полная свобода действий членов группы); комбинированное (гибкий стиль поведения).
Характерные особенности неформальных групп: социальный контроль (установление и укрепление групповых эталонов допустимого и недопустимого поведения); сопротивление переменам; наличие неформальных лидеров (лидер добивается своего положения, применяя власть по отношению к другим членам группы); неформальный лидер опирается на признание его группой.
Функции неформального лидера: помощь в достижении целей группы и укрепление ее и поддержание существования.