Феномен конформизма
Конформизм в научном знании выступает в качестве социально-психологической ориентации человека. Она проявляется не в самостоятельном принятии решения и его глубоком обдумывании, а в пассивном, приспособленческом отношении к складывающимся социальным условиям.
Конформное поведение по своей сути – это некритическое, согласное поведение. Конформисту достаточно просто навязать чужую волю или мнение, и он будет с ними согласен, поскольку самостоятельно принимать решение ему мешает нерешительность, боязнь или попросту лень.
Конформизм в науке рассматривается на двух основных уровнях:
- В границах, где углубленно изучается общество, его типология, а также психические типы любой общей теории общественных явлений. К такому уровню следует отнести работы следующих авторов: Токвиль, Милл, Тард, Дюркгейм, Мертон, Рисман, а также отечественные исследователи – Знанецкий и Оссовский;
- В рамках эмпирических исследований общественной психологии. Здесь авторами активно применяются методы группового эксперимента, а также стандартизированной ситуации, шкалирования, тестов и даже социометрии. Социометрия в целом является одним из эффективных методов для изучения состояния группы и связей между ее членами.
Таким образом, конформность – это склонность к конформистскому настроению. Человек меняет свои взгляды под воздействием тех, что преобладают в конкретном обществе. однозначно оценить конформизм как положительное или строго отрицательное явление невозможно. Некоторые конформисты примыкают к действительно значимому для них мнению, они стремятся к тому, чтоб поддерживать правдивые и полезные идеи. Но, в целом, конформистами становятся те люди, которые просто не желают думать о насущных проблемах, не стремятся к критической оценке происходящего. Им проще принять чужую позицию, чем бороться за праву, отстаивать свою точку зрения и, как следствие, брать на себя роль нонконформиста с новым, свежим взглядом на актуальную проблему.
Конформность может быть нескольких видов:
- Внутренняя конформность, при которой человек действительно переоценивает себя, пересматривает свои взгляды на наиболее тревожащие его темы. Он меняет позицию, манеру поведения и понимает, что до этого момента она действительно была сомнительной или даже в корне неверной;
- Внешняя конформность – внутри себя человек не принимает позицию и поведение общества, но внешне он ведет себя так, будто принял все правила, и они его совершенно устраивают.
Примеры конформизма в культуре
Проблема конформизма достаточно часто затрагивается в отечественной и зарубежной литературе. В качестве примера можно привести известное произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума». Сразу следует сделать оговорку и напомнить, что конформизм – это слепое следование и согласие человека в отношении чужого мнения. Конформистами становятся для того, чтобы не создавать проблем в общении с другими людьми, не предлагать свои идеи, чтобы не быть высмеянным или вовсе изгнанным и социальной группы.
В пьесе А.С. Грибоедова Москва и все ее жители живут по принципу приспособленчества и пассивного принятия реалий. Все люди следуют господствующему в обществе мнению, авторитету, боятся противоречить ему, ведь за это они могут получить наказание. К тому же, многие попросту не знают, как они могут изменить ситуацию: не хватает мотивации, опыта и желания сделать что-либо. Жители подчиняются законам своего города и государства, мужья подчиняются своим женам, приспосабливаются к их образу жизни (как это произошло с Платоном Михалычем и его женой Натальей Дмитриевной).
Общественное мнение в пьесе также очень противоречиво: оно может быть очень легко превознесено, но также бесповоротно может осуждаться и отвергаться со стороны людей. Такая неоднозначность не позволяет самостоятельно принимать решение, в связи с чем людям приходится принимать все реалии, которые их окружают, даже если они их до конца не понимают или попросту не успевают за их осознанием и скоростью смены.
Многие герои добиваются своих целей, используя такие качества, как подхалимство, шутовство. Именно благодаря им зарабатываются деньги, почет и высокое положение в обществе. Людям незачем ломать голову, создавать что-то новое, стараться, если можно просто служить кому-то и стать его любимчиком. В этом и заключается трагедия данной пьесы. Фамусов очень активно поучает Чацкого: учит жить по принципам угодничества, старается тем же образом воспитывать свою дочь и найти ей подобного мужа. Люди, которые стараются жить по совести и создавать условия, в которых можно было бы изменить свою жизнь, также в результате опускаются до клеветы и лжи. Например, героиня Софьи, которая приспосабливается к миру, в котором живет, становится такой же, как и все, поскольку боится и не имеет возможности заявить о себе и своем мнении.
Тем не менее, Чацкий остается единственным героем, который не поддается на такие провокации. К нему испытывают неприязнь, потому что он нонконформист. Он не прислуживается кому-либо, а стремится жить по совести, делая свою работу. Служить он будет только делу, а не чинам. И пусть повышения и богатства манят любого человека, но он скорее стремится сохранить остатки мудрости, благородства и честности, не опускаясь до уровня других героев пьесы.
Таким образом, в пьесе очень четко обозначена проблема – один человек против всех остальных. В ней задается логичный вопрос: стоит ли становиться таким же, как и остальные, если твое внутреннее мировоззрение полностью отрицает такую идею? Вопрос этот риторический, который заставляет задуматься каждого читателя. Причем, касается он не каких-то мелочей, а очень важных чувств - патриотизма, любви к своей Родине.
Человек сам вправе задуматься над этим, а также сделать свой выбор: быть согласным на все конформистом, который готов предать себя ради общей идеи, или быть человеком, который не побоится пойти против толпы и против системы, что позволит ему заявить о себе, перевернуть этот мир, остаться честным, в первую очередь с самим собой.