Образование как фактор стратификации
Каждому обществу присуще многообразие отношений, позиций, ролей его членов. В процессе описания системы неравенства между различными группами индивидов в социологии применяют термин «стратификация».
Стратификация подразумевает, что некоторые конкретные социальные различия промеж людьми способствуют возникновению иерархического распределения.
Социальное дифференцирование постоянно растет и усложняется за счет таких факторов, как:
- индустриализация,
- информатизация,
- урбанизация.
Новоявленные профессии значительно поднимают качественный уровень квалификации. Образование играет все более важную роль в определении положения человека в обществе.
В нынешней социологии первенствуют сторонники страт и классов, базирующихся на разнообразии критериев.
Немецкий социолог М. Вебер брал в расчет престиж и власть, а также экономический аспект.
Работы П. Сорокина стимулировали широкое распространение стратификации, на которую влияет большое количество критериев. Он разработал свою уникальную концепцию и описал её в книге “Social Mobility” (1927 год). В социальной стратификации он выделял политическую, экономическую и профессиональную составляющие.
Профессиональная стратификация – классифицирование населения по видам деятельности, профессиям и занятиям. На профессиональную стратификацию большое влияние оказывает уровень образования.
Исходя из того, что в социуме в той или иной мере присутствует вертикальная мобильность, то между различными социальными слоями имеются «лифты», на которых индивиды имеют возможность перемещаться из одного слоя в другой, вверх или вниз.
Динамичность эпохи, в которую мы существуем, принуждает думать о том, что развитие истории направленно на увеличение вертикальной мобильности. По мнению П. Сорокина функции социального передвижения выполняют разнообразные институты, такие как: семья, институты образования, церковь, армия. Основная роль отводится институту образования.
Институт образования в системе стратификации
Институты воспитания и образования, какой бы конкретной формы они не были, всегда являлись средством для социальной циркуляции по вертикали. К какой бы социально-экономической формации общество не относилось, образование всегда являлось его необходимым социальным институтом.
На отбор содержания образования всегда оказывали всегда оказывают влияние факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Классы, находящиеся у власти, присваивают монополию на общекультурные и развивающие знания.
Основные слои населения получают только знания, необходимые дл практической деятельности в повседневной жизни.
В таких обществах, где школы доступны каждому из его членов, образование играет роль некого «лифта», который двигается с самых низов и достигает верхушки. В тех же обществах, где привилегированное образование доступно лишь некоторым слоям населения, систему образования можно сравнить с лифтом, который ходит исключительно по верхним этажам.
Исходя из концепции Сорокина, есть возможность предположить, что в нынешнем обществе образование играет роль одного из наиболее весомых путей вертикального передвижения.
Невозможно достичь какого-либо значительного статуса, не имея никакого высшего образования, и, наоборот, человек, закончивший институт или университет с отличным дипломом, будет с относительной легкостью продвигаться по карьерной лестнице и занимать важные политические должности. Все это не зависит от происхождения человека. Большинство социальных сфер и ряд профессий фактически недоступны человеку без диплома в определенной сфере.
В последнее время значительно увеличивается число дипломированных специалистов, однако в прямой пропорциональности растет и конкуренция между ними.
Правительство уделяет очень большое внимание университетскому образованию, чего нельзя сказать про воспитание в нравственном ключе. Государство не способно обеспечить всех выпускников соответствующими рабочими местами, что приводит к тому, что выпускающиеся из университетов лица начинают негативно относиться к существующему режиму, готовы косвенно или прямо способствовать его смене и вполне охотно становятся лидерами всяческих революционных или радикальных движений.
Взгляд на роль образования в социальной стратификации П. Бурдье
Французский социолог Пьер Бурдье считал, что не существует в полной мере, так называемого, равенства возможностей, ибо элиты изобрели новые методы для передачи власти от поколения к поколению.
Образование играет ключевую роль в данных стратегиях элит. Благодаря педагогическим методам, отношениям между учеником и учителями, отбору методов и курсов обучения хорошо образованные и экономически привилегированные дети имеют преимущество по сравнению с детьми, обладающими более низкими показателями образованности и экономической привилегированности.
Образовательный капитал – личное состояние обладающих дипломами и учеными степенями, полученное благодаря тесной связи с классовой позицией родителей. Обладатели значительных капиталов сумели приспособить новую стратегию, переводя образовательный капитал из экономического.
П. Бурдье указывал, что образование помогает протеканию процесса вертикальной социальной мобильности, зачастую, исключительно в случае обладания индивидом (или родителями индивида) значительным количеством денежных средств. В качестве исключения можно рассматривать лиц, добившихся успехов благодаря своему исключительному таланту и напористости.
Роль образования в социальной стратификации современных государств
В современном государстве образование играет значительную роль в создании новой социальной структуры общества. Для определения того, принадлежит ли индивидуум к среднему классу или нет, критерий образования играет очень важную роль.
Влияние образования на общество стало более многогранным и сложным.
В современном обществе образование достигло уровня многофакторного явления, активно влияющего на все грани общества. Оно частично приняло на себя функции, которые раньше выполняли церковь, семья и ряд других социальных институтов.
В наше время образование представляет собой неотъемлемую часть стратификационных характеристик социума, оно опосредствованно и прямо влияет на:
- экономическое положение индивида;
- профессиональный рост индивида;
- продвижение по социальной лестнице.