Карл Маркс как основоположник исторического материализма
Карл Маркс – немецкий философ и экономист, выдающийся деятель международного коммунистического движения, основоположник социологической концепции материалистического понимания истории развития человеческого общества.
Основное влияние на формирование его научных идей в сфере социологии, философии, политики и экономики оказали немецкая классическая философия Гегеля и Фейербаха, труды классиков английской политической экономии Смита и Риккардо, идеи утопического социализма французов Сен-Симона и Фурье. А вот к позитивистской философии Конта Маркс относился крайне отрицательно и не признавал ее выводов.
В процессе анализа развития общества Карл Маркс оперировал следующими понятиями: «общественный» и «социальный». Первое понятие использовалось им в контексте описания общества в целом и всех существующих сфер общественной жизни, второе понятие он относил к описанию межличностных отношений между членами общества, как представителей различных социальных структур и общностей.
Полное и развернутое определение, что же такое общество, по мнению Маркса, было дано им в исследовании под названием «К критике политической экономии, Послесловие». В этой работе он выразил мнение о том, что общество в целом состоит не из отдельно взятых индивидов, а отражает совокупность связей и отношений, которые возникают между этими индивидами.
Другими словами, общество – это определенная система связей и различных по характеру отношений между индивидами, которые образуются в процессе трудовой деятельности членов этого общества. Общественные же отношения, по идее Маркса – это сумма возникающих в ходе трудовой деятельности производственных отношений, которые формируются в процессе коллективной трудовой деятельности людей. Именно данная совокупность и выступает в роли «реального базиса» для основных экономических структур общества.
Роль индивида в развитии общества
По мнению Карла Маркса каждый индивид, являющийся членом общества может рассматриваться с двух сторон: во – первых, как человек разумный, который противопоставляется животным, во – вторых, как гармонично развитая личность, которая находится в процессе постоянного взаимодействия с окружающими его людьми.
В отличие от животного, которое способно только лишь к приспособлению к изменениям окружающего мира, человек имеет способность приспосабливать и изменять этот мир во благо собственных нужд.
Личность же Маркс характеризовал следующим образом – это совокупность всех возникающих у индивида общественных отношений. С точки зрения ученого личность не является отправной точкой для социально – исторического развития, а является его конечным результатом. Именно благодаря тому, что человек находится в социальных отношениях на протяжении всей своей жизни и происходит процесс формирования его личности.
Формирование поведения и сознания личности напрямую зависит от социального воздействия на нее, а процесс развития является высшей целью общественного развития в целом.
Достижение этой цели, по мнению Маркса, возможно лишь в случае радикальных преобразований уже существующих общественных отношений. Процесс взаимодействия общества и личности активен не только в случае непосредственного взаимодействия индивидов, но и в случае оказания общественного влияния на поведение человека.
Особенности исторического материализма Карла Маркса
Основной особенностью рассмотрения Марксом процесса общественного развития является то, что он впервые применил по отношению к нему учение о первичности бытия – материализм.
Основной идеей этого подхода была формулировка мысли о том, что для успешного осуществления общественных функций – политической деятельности, научных исследований, культурных достижений, человек прежде всего должен быть обеспечен возможностью комфортного существования.
В связи с этим был сформулирован вывод – что «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, общественное бытие определяет их сознание».
Основные положения исторического материализма были сформулированы ученым в предисловии к его т рудам «К критике политической экономии».
Говоря о том, что экономическая составляющая общества выступает в качестве основы, на которой лежат идеологические надстройки, в виде форм общественного сознания, проявляющихся в политике, морали, искусстве и религии, Маркс выдвигал идею о том. что источник исторического развития – это противоречия, возникающие в рамках экономического базиса. Маркс считал, что данные надстройки, несомненно, оказывают влияние на формирование процесса развития общества, но в итоге несоответствие содержания производительных сил характеру производственных отношений, влияет на все основные сферы жизни общества.
Процесс исторического развития общества согласно идеям Маркса представляет собой смену этапов, периодов и эпох. Основными историческими этапами являются: доисторический этап, этап предыстории человечества и этап подлинной истории человечества. Исходя из идеи классового подхода, по мнению ученого, описанным выше этапам соответствуют следующие виды общества: доклассовое, классовое и бесклассовое общества. Каждый из этих видов имеет свои особенности и представляет собой пример исторического развития как личности человека так и общества в целом.
В сочетании материалистического и классового подхода Карл Маркс вывел пять основополагающих способов производства, или «экономических общественных формаций», которые оказывают непосредственное влияние на развитие общественной жизни и личности в частности, как члена этого общества. В соответствии с ними были определены эпохи исторического развития общества в целом: первобытнообщинная эпоха развития, "античная" или рабовладельческая эпоха, феодальная эпоха, капиталистическая и коммунистическая эпохи развития.