Предмет и задачи экономической статистики торговли
Торговля, являясь объектом статистического исследования, характеризует материальный и культурный уровень населения.
Развитие сферы торговли в современных условиях – это ее совершенствование при помощи комплексного подхода к выявлению и удовлетворению потребительских предпочтений населения, к улучшению производственных связей, к увеличению уровня технического оснащения, повышению уровня обслуживания населения и т.д.
Экономическая статистика торговли представляет собой область экономической статистики, которая изучает количественную сторону массовых явлений в сфере обращения товаров, их закономерности, характеризующие продвижение продуктов народного потребления в потребительскую сферу из производственной. Статистика торговли занимается исследованием закономерностей, тенденций и пропорциональности развития торговли в целом.
Объект экономической статистики торговли – это совокупность покупателей и продавцов.
В процессе развития экономики развивались три социально-экономические формы торговли:
- Государственная торговля, которая ведется государственными предприятиями и организациями. Продаются товары, принадлежащие государству, по ценам, установленным государством, и по единому государственному плану.
- Кооперативная торговля – это торговля, осуществляемая организациями и предприятиями, которые ведут свою деятельность на основании кооперативной собственности.
- Колхозная торговля – это реализация излишков продукции сельского хозяйства, которая принадлежит колхозам.
С течением времени перечисленные формы видоизменялись, а с развитием рыночной экономики большую долю занимает кооперативная торговля.
Предмет экономической статистики торговли – это количественная сторона явлений и процессов массового характера, которые происходят в сфере обращения товаров и неразрывно связанны с качественным содержанием.
Некоторые вопросы, изучаемые экономической статистикой торговли:
- Анализ состояния и развития розничного и оптового товарного оборота;
- Исследование запасов товаров и торгового товарного баланса;
- Ценообразование и динамика цен;
- Состояние и эффективность применения материально-технических ресурсов;
- Эффективность и качество работы предприятий торговли и т.д.
Основной задачей экономической статистики торговли является всесторонняя, объективная и достоверная характеристика состояния товарооборота и его развития, постоянное наблюдение и контроль выполнения государственных программ развития торговой сферы, мониторинг эффективности ведения деятельности различных торговых компаний. Помимо этого, экономическая статистика торговли занимается решением таких конкретных задач:
- Анализ процесса товарного движения от производителя к потребителю;
- Изучение состояния товарных запасов и их динамики, а также скорости товарного оборота;
- Исследование динамики и структуры трудовых затрат и уровня их эффективности;
- Изучение развития материально-технического оснащения сферы торговли;
- Анализ финансовых результатов торговых компаний.
Все перечисленные задачи находятся в тесной связи между собой, поэтому их необходимо решать комплексно.
Показатели в экономической статистике торговли
Задачи экономической статистики торговли нацелены на изучение различных аспектов обращения товаров, что осуществляется при помощи взаимосвязанных показателей. Такими показателями являются:
- Товарооборот, который характеризует главное направление торговой деятельности – продажу товаров;
- Товарные запасы, которые характеризуют наличие товаров в торговой сфере в анализируемый период времени, и обеспечивают непрерывное обращение товаров;
- Цены – непременное условие обращения товаров;
- Издержки обращения, представляют собой затраты по обеспечению процесса сбыта продукции;
- Прибыль – это результат осуществления финансовой деятельности предприятий торговли;
- Численность трудовых ресурсов и затраченное рабочее время, данные показатели характеризуют трудовые ресурсы;
- Количество и размер торговых предприятий, их техническая оснащенность.
Перечисленные показатели, которые характеризуют количественную сторону обращения товаров, взаимосвязаны между собой, и в то же время основаны на показателе товарооборота, поскольку количество трудовых ресурсов и издержки обращения находятся в зависимости от объемов и условий реализации товаров.
К качественным показателям экономической статистики торговли относятся:
- Производительность труда;
- Степень задействования торгового оборудования, использования торговых площадей;
- Скорость обращения запасов товаров;
- Количество издержек обращения;
- Рентабельность деятельности предприятий торговли.
Все данные показатели образуют систему, которая характеризует эффективность деятельности как отдельных предприятий торговли, так и отрасли в целом.
Статистика международной торговли
В 2016 году зафиксировано увеличение показателей международной торговли на 1,3%. Товарооборот в мире составил около 16 трлн. долл., в том числе, экспортируемые коммерческие услуги составили 4,77 трлн. долл.
Согласно статистическим данным ВТО, в 2016 году количество импортируемой продукции в развитых странах увеличилось на 2 %, тогда как в развивающихся – на 0,2%.
Большую часть мирового товарооборота обеспечивают такие страны, как: США, Китай, Япония, Германия, Франция (38%).
Наибольший рост в мировой торговле достигнут с помощью реализации промышленных и сельскохозяйственных товаров. Главным экспортером сельскохозяйственных товаров является ЕС.
В области экспорта телекоммуникационного оборудования 1/3 от всего числа обеспечивает Китай.