Сущность производственного менеджмента
Производственный менеджмент представляет собой самостоятельную область знаний, а также сферу профессиональной деятельности, которая направлена на создание и благ, посредством преобразования ресурсов в готовую продукцию, а также на ее реализацию.
Объект производственного менеджмента – производство и производственные системы.
Производство – это целенаправленная деятельность, направленная на создание чего-либо полезного – например, продукта, изделия, услуги, материала и т. д. Важнейший компонент производственного процесса – это технологический процесс, поскольку именно он во многом определяет организационную и производственную структуру предприятия, кадровый состав и т. д.
Производственная система – это целенаправленный процесс, посредством которого отдельные элементы системы (ресурсы) превращаются в полезную продукцию. Структура производственной системы собой представляет совокупность элементов, а также их устойчивых связей. Последние обеспечивают целостность системы, а также ее тождественность самой себе (то есть, способность сохранять основные свойства системы при различных внутренних и внешних изменениях).
Полная система производственной деятельности – это операционная система. Она, в свою очередь, состоит из подсистем. Перерабатывающая подсистема выполняет основную (производительную) работу, которая непосредственно связана с превращением входных величин (ресурсов) в выходные результаты. Функции обеспечения перерабатывающей подсистемы выполняет обеспечивающая подсистема.
Всю совокупность элементов производственной системы можно подразделить на управляемые и управляющие объекты (то есть, управляемую и управляющую подсистемы). Управление системой – это, по сути, обеспечение ее целенаправленного поведения в условиях динамично меняющейся среды. Все средства и методы организации подразумевают создание условий, которые максимально способствуют достижению целей организации.
Основные задачи производственного менеджмента включают:
- освоение производства новых, более совершенных изделий
- минимизация потерь, и непроизводительных затрат
- повышение качества выпускаемой продукции, ее потребительских характеристик, минимизация себестоимости и др. (в зависимости от маркетинговой стратегии)
- оптимизации затрат в звеньях производственно-сбытового цикла, при непрерывном освоении новых изделий, расширение номенклатуры производимой продукции, расширение ассортимента (в соответствии с потребительскими предпочтениями и рыночной конъюнктурой)
Принципы производственного менеджмента
Их огромное множество. Среди основных можно выделить следующие:
- целенаправленность управления
- научность
- функциональная специализация (сочетающаяся с универсальностью)
- сочетание централизации и децентрализации
- последовательность управленческого процесса
- учет индивидуальных особенностей сотрудников и психологии коллектива
- обеспечение соответствия ответственности, прав и обязанностей
- обеспечение устойчивой мотивации всех участников коллектива в достижении поставленных перед организацией целей и т. д.
Функции производственного менеджмента составляют единое целое и, при этом, тесно взаимосвязаны (и их порой довольно трудно разделить). Осуществление всех функций обязательно должно планироваться, мотивироваться, организовываться, контролироваться и координироваться. Успешность реализации функций производственного менеджмента во многом зависит от выбранных методов (способов приведения их в действие).