Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Язык программирования Scratch

Особенности языка программирования Scratch

Определение 1

Scratch (в переводе с английского - "царапина", произносится как "скретч") представляет собой учебный язык программирования, в котором создание программ происходит не путем написания текста с помощью специального синтаксиса, а в визуальном режиме: так из интуитивно понятным образом оформленных элементарных блоков можно как из конструктора собирать программы. Блоки символизируют собой условные переходы, циклы, объявления переменных и т.п.

Объектами программирования в Scratch являются анимированные персонажи. Можно использовать готовые фигурки (по умолчанию это кот), а можно нарисовать собственные. Персонажи перемещаются по игровому полю, меняют внешний облик (костюмы, мимику и жесты), издают звуки, взаимодействуют друг с другом.

Несмотря на то, что Scratch не является полноценным языком программирования (с его помощью вряд ли получится написать что-нибудь кроме анимированной игры или прошивки для простого робота), его освоение может быть полезным при обучении детей информатике, для развития у них алгоритмического, логического, креативного мышления.

Писать программы на Scratch можно как в браузерной версии (в режиме онлайн), так и в программе-редакторе, которую можно загрузить с сайта. Существует также мобильное приложение ScratchJr, работающее в средах Android и iOS. Оно проще, чем настольный вариант, и подходит для освоения самыми маленькими.

Основные компоненты Scratch

Программы, написанные на Scratch, состоят из спрайтов. Спрайт представляет собой объект, составленный из отдельных изображений, т.н. костюмов (costumes) и скрипта, задающего их движение. Для создания и изменения костюмов в состав IDE входит простой графический редактор. Сценарий разворачивается в рамках сцены - изображения некой обстановки, интерьера, карты местности, пейзажа. Размер сцены стандартизирован (480×360 точек). Движение осуществляется по координатам, нулевая точка которых находится в центре сцены.

«Язык программирования Scratch» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Окно редактора Scratch. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Окно редактора Scratch. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Блоки, из которых строится сценарий, перетаскиваются в тело программы методом drag-and-drop из палитры. Они разбиты на 10 групп, различающихся по цвету:

  • движение (синий);
  • внешний вид (фиолетовый);
  • звук (розовый);
  • события (жёлтый);
  • управление (оранжевый);
  • сенсоры (голубой);
  • операторы (зелёный);
  • переменные (оранжевый);
  • другие блоки (светло-розовый);
  • расширения (темно-зелёный).

Внутри блоков могут быть предусмотрены текстовые поля, в которые вводятся необходимые параметры, например, значения переменных или количество шагов и направление движения.

Блоки также делятся на:

  • принадлежащие стеку;
  • заголовочные;
  • ссылки.

Блоки стека соединяются друг с другом в вертикальную последовательность (стек). Для этого они визуально оснащены выступами (снизу) и выемками (сверху), с помощью которых сцепляются при перетаскивании из палитры. Стек определяет алгоритм, т.е. последовательность действий персонажей. Цепочки блоков, входящих в состав стека, можно перемещать, копировать для многократного использования, удалять группой.

Блоки-циклы, которые могут входить в состав стеков, имеют особый вид: они выглядят как скобка, охватывающая несколько других блоков стека, которые затем будут повторяться до наступления некоторого условия.

Блоки-заголовки размещаются над стеком. У них нет выемки для того, чтобы к ним можно было присоединить еще что-то сверху. Заголовочные блоки нужны для обработки событий, поступающих от пользователя (с клавиатуры или при движении мыши), а также сообщений, передаваемых между стеками. Таким образом в Scratch реализовано подобие объектно-ориентированного программирования.

Замечание 1

Scratch - не объектно-ориентированный, а событийно ориентированный язык. Он не реализует наследование, полиморфизм и другие свойственные объектно-ориентированным языкам концепции.

Блоки-ссылки используются как внутренние значения других блоков.

Типы переменных в Scratch:

Программирование для детей на языке Scratch

Развитие языка Scratch ведет группа исследователей Lifelong Kindergarten ("Детский сад на всю жизнь") Массачусетского технологического института (MIT) под руководством профессора Митчела Резника. В рамках проекта развивает как сам язык с инструментами разработки, так и интернет-сообщество scratch.mit.edu, где участники, большинство из которых - дети или родители с детьми, могут обмениваться опытом, оценивать работы друг друга, участвовать в конкурсах и т.п.

Митчел Резник. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Митчел Резник. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Вступить в онлайн-сообщество Scratch может любой желающий. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте, после чего появляется возможность выгружать туда собственные работы и обмениваться сообщениями с другими участниками (просматривать проекты можно и без регистрации).

Проекты выгружаются для всеобщего использования под некоммерческой лицензией, но с обязательным указанием авторства. На сайте также можно найти т.н. авторские блоки, разработанные отдельными программистами и не входящие в состав основной поставки среды Scratch. Хорошим тоном при использовании таких блоков считается упоминание их авторов в описании проекта.

Активным корпоративным участником сообщества является производитель конструкторов LEGO. Выпускаемые этой компанией конструкторы для сборки игрушек-роботов можно программировать с помощью Scratch. В версии Scratch 3.0 появилась совместимость с робототехническими наборами WeDo 2.0 и LEGO MINDSTORMS Education EV3.

Набор из серии LEGO MINDSTORMS Education. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Набор из серии LEGO MINDSTORMS Education. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата написания статьи: 30.04.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot