Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Операторы ввода и вывода. Структура программы.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Программирование / Программирование на языке Turbo Pascal / Операторы ввода и вывода. Структура программы на языке Turbo Pascal 7.0

Структура программы

Структура программы на языке Turbo Pascal 7.0 содержит разделы:

  1. Раздел объявлений.

    Данный раздел содержит:

  2. Раздел процедур и функций.

  3. Раздел основного блока программы.

Рассмотрим структуру программы на конкретном примере.

Создадим новый файл в окне редактора, программу «Hello, World!», которая содержит приветствие для пользователя:

Пример 1

program Hello_World;

uses CRT;

var Name: string;

begin

ClrScr;

Write (‘Введите ваше имя: ‘);

ReadLn (Name);

WriteLn (‘Привет, ‘, Name, ‘!’);

ReadLn;

end.

В первой строчке программы содержится название — «Hello_World», служебный оператор program указывает на название программы, что не является обязательной конструкцией. Затем подключаем дополнительные модули, об этом говорит служебное слово uses. В приведенном листинге программы подключен модуль CRT, который выполняет функцию работы с экраном в текстовом режиме.

Готовые работы на аналогичную тему

Строка, содержащая оператор var, указывает на то, что здесь описаны переменные, которые используются в программе. В листинге объявлена одна переменная Name строкового типа (string). Эта переменная предназначена для хранения имени, введенного пользователем.

Затем в листинге используется служебный оператор begin, который указывает на начало тела программы.

В последующих пяти строках заключен смысл всей программы, выполняющей последовательность действий:

  1. Происходит очищение экрана от прежней информации (ClrScr;).
  2. Затем выводится просьба пользователя о вводе имени (Write (‘Введите ваше имя: ‘);).
  3. Ожидается введение информации пользователем в переменную Name (ReadLn (Name);).
  4. Выводится на монитор приветствие (WriteLn (‘Привет, ‘, Name,’ !’);).
  5. Программа ожидает действий от пользователя по нажатию клавишы Enter, чтобы завершить программу (ReadLn;).

В последней строчке программы содержится оператор end с точкой в конце, что свидетельствует об окончании программы.

В листинге можно использовать и комментарии. Они относятся к невыполняемой части программы, которая не компилируется в машинные коды. Комментарии составляет программист, чтобы пояснить работу программы, её элементы, операторы и пр.

Комментарий можно оформить следующим образом:

  • в виде произвольного текста, ограниченного с обоих сторон фигурными скобками - {}, (иногда комментарий может содержать несколько строк);
  • в виде произвольного текста, идущего следом за двойным знаком «//» (в этом случае комментарий может содержать только одну строку).

Приведем несколько советов для начинающих программистов:

  1. Прежде чем приступить к написанию программы, четко определитесь с тем, что является исходными данными и какой результат нужно получить в ходе выполнения программы.
  2. Тип переменных необходимо выбирать, учитывая диапазон и требуемую точность представления данных.
  3. Давать имена переменным рекомендуется такие, чтобы они отражали их назначение.
  4. При использовании в программе ввода с клавиатуры вставляйте в код программы строку, содержащую приглашение, а выводимые результаты сопровождайте пояснением.
  5. До запуска программы рекомендуется подготовить тестовые примеры, которые будут содержать первоначальные данные и предполагаемые результаты. Проверить реакцию программы можно путем ввода некорректных исходных данных.
  6. При записи выражений необходимо обращать внимание на приоритет операций.

Операторы языка

Определение 1

Оператор – это простейшая структурная единица программы, которая предназначена для фиксирования алгоритмических действий, посредством которых будут преобразовываться данные, и для определения порядка выполнения этих действий.

Операторы работают в режиме автоматического последовательного выполнения в программе и отделяются друг от друга символом «;».

Операторы бывают:

  • простыми, т.е. не содержащими в себе других операторов;
  • составными, т.е. включающими в свой состав дополнительные операторы.

Оператор присваивания ( := )

С помощью него присваивается переменной новое значение. Формат:

: =

Значение, которое присваивается, или выражение должны быть совместимы с типом переменной.

Примеры:

Пример 2
  • $X:=Pi; $
  • $Y:=Sqr(Z*Z+T*T)$;
  • $Bool:=(I>1)or( I

Операторы ввода данных

Данные операторы используются пользователем для ввода исходных данных в программу и имеют вид:

Read(x,y,z,...);

Readln(x,y,z,...);

где: x,y,z,... - имена переменных.

Приведенные операторы позволяют пользователю вводить значения с клавиатуры и присваивают их переменным x,y,z,....

Оператор Readln (x,y,z,...) отличается от Read(x,y,z,...) тем, что после ввода последней переменной курсор переводится в начало новой строки.

Замечание 1

Можно использовать оператор ввода без параметров: Readln, который ставится перед последним оператором end., чтобы остановить программу и показать пользователю её результат.

Операторы вывода данных

Для вывода данных на экран можно использовать следующие операторы:

  • Write (x,y,z,...);
  • Writeln (x,y,z,...);
  • Writeln.

Где: x,y,z,... - имена переменных, вводимых с клавиатуры.

С помощью оператора Write(x,y,z,...) выводятся на экран значения переменных x,y,z,... в одну строчку.

С помощью оператора Writeln (x,y,z,...) помимо вывода на экран значений x,y,z,... переводится курсор в начало новой строки после вывода последнего значения.

С помощью оператор Writeln осуществляется пропуск строки, содержащей курсор, к началу новой строки.

В операторах вывода можно указывать на ширину поля, которое отводится для записи значения в явном виде:

  • Write (y:m:n,x:k:l,...);
  • Writeln (y:m:n:,x:k:l,...).

Где:

m и k – это количество позиций, которые отводятся для записи целой части значения переменных y и x;

n и l – это количество позиций, которые отводятся для записи дробной части чисел y и x.

Например:

Пример 3

Write('Сумма = ',Sum); {вывод на экран текста «Сумма = », затем значения суммы, которое хранится в переменной Sum} Writeln('Введите ',I,'-й элемент: ').

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис